Статья 5.18 КоАП РФ. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Текст статьи 5.18 КоАП РФ в новой редакции.

Использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с финансовым обеспечением избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума). Непосредственный объект - установленные законом ограничения и запреты на расходование (использование) кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами по проведению референдума денежных средств, поступающих в их специальные фонды.

Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в ходе подготовки и проведения выборов (в том числе порядок расходования (использования) ими денежных средств, поступающих в избирательные фонды) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ. Что касается расходования (использования)денежных средств инициативными и иными группами по проведению референдума, то, помимо названного Федерального закона, эти отношения (в зависимости от вида референдума - федеральный, региональный или местный) регулируются соответственно Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ и законами субъектов РФ.

Законодательство предусматривает, что кандидаты и избирательные объединения (инициативные и иные группы по проведению референдума) обязаны создавать собственные избирательные фонды (фонды референдума) для финансирования избирательной (референдумной) кампании. Выполнение данного требования заключается в открытии указанными субъектами в учреждении (отделении) Сбербанка РФ (или в другой кредитной организации) специального банковского счета на период избирательной (референдумной) кампании (п. п. 1, 2, 11 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов (счетов фонда референдума), все финансовые операции (поступление и расходование средств) со специальными банковскими счетами кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума), открываемыми ими для формирования избирательных фондов (фондов референдума), регулируются (применительно к уровню проводимых выборов (референдумов) нормативными актами (инструкциями и т.п.) Центральной избирательной комиссии РФ по согласованию с Центральным банком РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ по согласованию с соответствующими региональными подразделениями (управлениями) Центробанка России.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, но только через избирательные фонды (фонды референдума). Расходование указанными лицами иных денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды (фонды референдума), запрещается (п. п. 5, 6 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Средства избирательных фондов (фондов референдума) имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на оплату работ, услуг, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании (кампании референдума), например на финансовое обеспечение организации сбора подписей в поддержку кандидатов (инициативы проведения референдума), предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума), оплату работ (услуг) информационного или консультационного характера и т.п. (п. 3 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Помимо запретов соответствующими федеральными или региональными законами о выборах и референдумах устанавливаются не только предельные размеры (лимиты) перечисляемых в избирательные фонды (фонды референдума) денежных средств в виде добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, но и предельные размеры расходования этих средств (п. 10 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Правонарушающие действия, влекущие административную ответственность по данной статье, квалифицируются как незаконное использование денежных средств. Поэтому речь в ней не идет об ответственности за незаконное использование каких-то иных материальных ценностей. Под использованием понимается расходование денежных средств специального избирательного фонда (фонда референдума) путем их банковского перечисления (оплаты, перевода), как правило, в безналичной форме на счета граждан или юридических лиц за оказанные услуги или выполненные работы.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении хотя бы одного из незаконных действий, указанных в диспозиции комментируемой нормы:

- использование денежных средств, неперечисленных в избирательный фонд (фонд референдума), т.е. использование денежных средств помимо специального банковского счета. Подобное использование возможно как через передачу денег в наличной форме, так и в безналичном порядке - путем, например, перечисления денег с банковского счета, не являющегося специальным избирательным (референдумным) счетом на счет юридического лица за выполнение работы, оказание услуги и т.п.;

- использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд (фонд референдума) в нарушение установленного законом порядка (если это нарушение не влечет ответственности по ст. 5.50 КоАП РФ). Например, это использование средств, перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума) теми лицами, которые не имеют права вносить пожертвования (см. п. 6 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ);

- превышение установленных законом предельных размеров (сумм) расходования денежных средств из избирательного фонда (фонда референдума);

- расходование денежных средств избирательного фонда (фонда референдума) на непредусмотренные законом цели. Имеются в виду цели, которые по действующему законодательству не связаны с выборами, это, например, использование их на организацию увеселительных мероприятий, посещение музыкального концерта и т.п.

Перечисленные действия совершаются кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами участников референдума. Еще одно правонарушающее действие (расходование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума)), возможно со стороны иных лиц (не являющихся непосредственными участниками (субъектами) избирательного (референдумного) процесса).

Правонарушение окончено с момента использования указанной финансовой поддержки, независимо от достижения целей, ради которых они совершались.

3. Возможные субъекты административной ответственности указаны в комментируемой статье. Им может быть, прежде всего, кандидат, ведущий избирательную кампанию. Согласно закону это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Именно кандидату принадлежит исключительное право распоряжаться средствами своего избирательного фонда (п. 1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Другими субъектами данных правонарушений могут быть:

- уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам (если таковой назначен);

- уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения (политической партии);

- при проведении референдума - уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Подтверждением статуса указанных лиц является соответствующий документ (решение, утвержденный список) избирательной комиссии (комиссии референдума).

Из юридических лиц субъектом ответственности за данное правонарушение является только избирательное объединение (главным образом, политическая партия). Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума юридическим лицом не является, поэтому к ответственности может быть привлечен только ее уполномоченный представитель по финансовым вопросам.

Что касается упомянутых в статье "иных лиц", то это любое вменяемое физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, которое может самостоятельно израсходовать денежные средства на выполнение работ, оказание услуг, связанных с выборами (или референдумами) соответственно в интересах избирательной кампании того или иного кандидата, избирательного объединения (группы участников референдума).

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Лицо осознает, что в нарушение установленного порядка использует (расходует, тратит) денежные средства в ходе избирательной кампании (кампании референдума) и желает выполнить соответствующие действия.

Судя по диспозиции комментируемой статьи, обязательным признаком субъективной стороны правонарушения, является специальная цель - достижение определенного результата на выборах (референдуме). Однако представляется, что для данного правонарушения (в отличие от ст. 5.20 КоАП РФ) это излишний квалифицирующий признак, не влияющий на его характер и последствия. Такая цель в виде определенного результата на выборах (референдуме) при использовании денежных средств официально и публично не декларируется и поэтому на практике ее очень трудно доказывать. Из диспозиции комментируемой статьи вытекает, что для состава правонарушения достаточно самого факта использования незаконной материальной поддержки в ходе избирательной кампании (кампании референдума), вне зависимости от достижения или недостижения определенного результата на выборах (референдуме).

Анализ диспозиции комментируемой статьи показывает, что административная ответственность по данной статье наступает, если вышеуказанные действия не содержат состава уголовного преступления. Если же незаконные операции по финансированию участников выборов или референдума осуществляются в крупном размере (свыше одной десятой всех расходов средств избирательного (референдумного) фонда), то возможна уголовная ответственность по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.

Данное правонарушение следует отграничивать от предусмотренного ст. 5.19 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за незаконную материальную (а не денежную!) поддержку участников избирательного (референдумного) процесса.

Следующий комментарий к статье 5.18 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.18 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией, а инициативная группа по проведению референдума - собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Средства избирательного фонда имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Средства фондов референдума могут использоваться только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:

а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;

б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;

г) внесение избирательного залога.

Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются законом.

Кандидаты вправе, а избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, соответствующей избирательной комиссией в случае, если это предусмотрено законом.

Установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения и средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

При выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ. При выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также в органы местного самоуправления, референдуме субъекта Федерации, местном референдуме порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте Федерации.

Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума является уголовно-наказуемым деянием и квалифицируется по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.

Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие).

Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.

Остались вопросы по ст 5.18 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.18 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.