Текст статьи 5.19 КоАП РФ в новой редакции.
Использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 5.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом правонарушения выступают общественные отношения, связанные с финансовым обеспечением избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума). Непосредственный объект - установленные законом правила (в том числе ограничения и запреты) использования кандидатами, избирательными объединениями (инициативными и иными группами по проведению референдума) материальной поддержки при финансировании избирательной (референдумной) кампании.
Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в ходе подготовки и проведения выборов (в том числе порядок использования ими материальной поддержки от физических и юридических лиц) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ. Что касается материальной поддержки деятельности инициативных и иных групп по проведению референдума, то помимо названного Федерального закона эти отношения (в зависимости от вида референдума - федеральный, региональный или местный) регулируются соответственно Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ и законами субъектов РФ.
Законодательство предусматривает, что кандидаты и избирательные объединения обязаны создавать собственные избирательные фонды для сбора денежных средств и с их помощью вести свою избирательную кампанию. Выполнение данного требования заключается в открытии указанными субъектами в учреждении (отделении) Сбербанка РФ (или в другой кредитной организации) специального банковского счета на период избирательной кампании, кампании референдума (п. п. 1, 2, 11 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
По общему правилу граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению (инициативной и иной группе по проведению референдума), но только через избирательные фонды (фонды референдума). Расходование этими лицами в целях достижения определенного результата на выборах (референдуме)иных денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды (фонды референдума) запрещается (п. п. 5, 6 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Все иные (неденежные) формы материальной поддержки - предоставление (получение, реализация и т.п.) товаров, выполнение работ, оказание услуг, прямо или косвенно связанные с выборами (референдумом), без оплаты из соответствующего избирательного фонда (фонда референдума) также недопустимы. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения (инициативной группы по проведению референдума), направленная на достижение определенного результата на выборах (референдуме), может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума). Фактически же законодательство предусматривает, что выполнение любых работ и оказание услуг в интересах избирательной кампании (кампании референдума) возможно только после их предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, фонда референдума (п. 5 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Допускаются лишь добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов (референдума) без привлечения третьих лиц (п. 5 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Также избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое (например, здание, помещение и т.п.) и движимое (например, автомобиль) имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на праве аренды) на день начала избирательной кампании (п. 6 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Правонарушающие действия, влекущие административную ответственность по данной статье, квалифицируются как "использование незаконной материальной поддержки". В ней (в отличие от ст. 5.18 КоАП РФ) речь идет об использовании кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами по проведению референдума материальной поддержки, а не денежных средств.
Согласно современному экономическому словарю материальные ценности - это ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов <1>. В соответствии с положениями гражданского законодательства товаром в имущественных отношениях (например, купли-продажи, мены, перевозка и др.) могут быть любые вещи, в том числе недвижимые (ст. 455 ГК РФ). Материальная поддержка также может выражаться в результатах работ и оказании услуг по итогам исполнения возмездного договора (ст. 702, ст. 779 ГК РФ). Таковыми чаще всего являются имущество (товары и т.п.), результаты работ, оказанные услуги, связанные с агитацией (изготовление или размножение агитационных материалов, их распространение), предоставление транспорта, грузоперевозки и т.п.
--------------------------------
<1> См. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7695.
2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют два вида действий со стороны указанных в статье субъектов:
- использование без компенсации за счет средств избирательного фонда (фонда референдума) материальной поддержки, оказанной гражданами и (или) юридическими лицами;
- использование анонимной материальной поддержки.
Материальная поддержка предполагается незаконной в силу оказания и использования ее в нарушении установленных законом правил (ограничений и запретов). При этом формы такой материальной поддержки могут быть самыми разнообразными (см. п. 1 комментария к настоящей статье);
Что касается "анонимной материальной поддержки", то такая поддержка может быть в виде предоставления имущества (товаров, материалов и т.п.), выполнения работ, оказания услуг лицами, в отношении которых не известны ни фамилия, имя, отчество, ни адрес места жительства (в отношении физических лиц), ни наименование, ни идентификационный номер налогоплательщика (в отношении юридических лиц) (см. подп. "н" п. 6 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
В числе лиц, оказывающих незаконную материальную поддержку, указаны не только юридические лица (организации), но и их филиалы, представительства и иные подразделения. Правовой статус филиалов и представительств юридического лица понятен, ибо определен в ст. 55 ГК РФ. Вопрос возникает об "иных подразделениях", ни статус, ни виды которых законодателем не раскрываются. В любом случае следует исходить из того, что материальная поддержка путем предоставления имущества (вещей, предметов, товаров, материалов и т.п.), выполнения работ, оказания услуг может оказываться путем совершения сделок не кем бы то ни было, а самостоятельным юридическим лицом (в том числе через филиал, представительство или иное подразделение) (см. ст. 153 ГК РФ).
Правонарушение считается оконченным с момента использования указанной материальной поддержки.
3. Возможные субъекты ответственности по данной статье - кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной или иной (агитационной) группы участников референдума. Кандидат, согласно закону, - это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Другими субъектами данных правонарушений могут быть:
- уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам (если таковой назначен);
- уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения (политической партии);
- при проведении референдума - уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной или иной группы по проведению референдума.
Подтверждением статуса указанных лиц является соответствующий документ (решение, утвержденный список) избирательной комиссии (комиссии референдума).
Из юридических лиц субъектами ответственности за данное правонарушение являются только избирательные объединения. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума юридическим лицом не является, поэтому к ответственности может быть привлечен только ее уполномоченный представитель по финансовым вопросам.
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины - в виде прямого умысла. Лицо осознает, что использует незаконную материальную поддержку (пользуется чужим имуществом, результатами работ, услугами и т.п.) в ходе избирательной кампании (кампании референдума) и желает выполнить эти действия. Невозможно использовать материальную поддержку по неосторожности.
Судя по диспозиции комментируемой статьи, обязательным признаком субъективной стороны правонарушения является специальная цель - достижение определенного результата на выборах (референдуме). Однако представляется, что для данного правонарушения (в отличие от ст. 5.20 КоАП РФ) это излишний квалифицирующий признак, не влияющий ни на его характер, ни на последствия. Такая цель в виде "определенного результата на выборах (референдуме)" при использовании материальной поддержки участниками избирательного (референдумного) процесса официально и публично не декларируется, и поэтому на практике ее очень трудно доказывать.
Фактически квалифицирующим признаком объективной стороны данного правонарушения является время - совершение его в период избирательной кампании (кампании референдума), т.е. с момента официального опубликования решения о назначении выборов (референдума) до дня официального опубликования результатов выборов (референдума). По сути, в самой комментируемой статье определено, что для состава правонарушения достаточно использования незаконной материальной поддержки в ходе избирательной кампании (кампании референдума) вне зависимости от достижения или недостижения определенного результата на выборах (референдуме).
Из диспозиции комментируемой статьи следует, что административная ответственность по данной статье наступает, если указанные выше действия не содержат состава уголовного преступления. Если же незаконное финансирование и незаконная материальная поддержка участников выборов или референдума осуществляются в крупном размере (свыше одной десятой всех расходов средств избирательного (референдумного) фонда, то может наступить уголовная ответственность по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.
Следующий комментарий к статье 5.19 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 5.19 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Действующее законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды.
Строго регламентируется порядок внесения пожертвований гражданами и юридическими лицами.
Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании.
Запрещаются без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Санкция комментируемой статьи помимо административного штрафа в качестве дополнительного административного наказания предусматривает конфискацию предмета административного правонарушения.