Статья 5.17 КоАП РФ. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума

Текст статьи 5.17 КоАП РФ в новой редакции.

1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с финансовым обеспечением избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума). Непосредственный объект - установленные законом правила, обязывающие названных в статье участников избирательного (референдумного) процесса (кандидатов и др.) представлять в избирательные комиссии (комиссии референдума) в установленные сроки полные и достоверные финансовые отчеты и сведения об источниках и размерах своего фонда и произведенных на кампанию затратах.

Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в ходе подготовки и проведения выборов (в частности, порядок формирования и расходования средств специальных фондов, а также порядок предоставления финансовых отчетов и сведений об источниках и размерах перечисленных в избирательные фонды средств и обо всех произведенных затратах) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ. Что касается финансирования деятельности инициативных и иных групп по проведению референдума, то помимо названного Федерального закона эти отношения (в зависимости от вида референдума - федеральный, региональный или местный) регулируются соответственно Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" и законами субъектов РФ. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, все финансовые операции (поступление и расходование средств) со специальными счетами кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума), открываемыми ими для формирования их избирательных фондов (фондов референдума), регулируются (применительно к уровню проводимых выборов и референдумов) нормативными актами (инструкциями и т.п.) Центральной избирательной комиссии РФ по согласованию с Центральным банком РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ по согласованию с соответствующими региональными подразделениями (управлениями) Центробанка России.

Регулируя порядок финансирования избирательных (референдумных) кампаний, федеральный законодатель устанавливает обязанность кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп участников референдума) представлять в избирательную комиссию (комиссию референдума) в определенный срок финансовые отчеты об источниках и о размерах средств и обо всех произведенных затратах на избирательную кампанию (кампанию референдума) (п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Также в Законе предусмотрена обязанность кредитной организации (т.е. банка, в котором был открыт специальный счет кандидата, избирательного объединения, фонда референдума) периодически предоставлять по требованию соответствующей избирательной комиссии (комиссии референдума) информацию (сведения) о поступлении и расходовании средств, находящихся на счетах указанных субъектов (п. 7 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи, состоит в бездействии или двух возможных действиях со стороны указанных лиц, в частности, таких как:

- непредоставление в указанный законом срок финансового отчета об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума) и обо всех произведенных затратах;

- неполное предоставление установленных законом сведений; предоставление недостоверных финансового отчета и (или) таких сведений.

Требование об обязательном предоставлении отчета и сведений в установленный срок не означает, что предоставление их после истечения срока исключает административную ответственность по данной статье. Недостоверность отчета, сведений выражается в несоответствии их действительности (например, заниженные цифровые данные отчета, не учтенные поступления от жертвователей или не учтенные фактически произведенные финансовые операции и т.п.).

Оконченным данное правонарушение считается с момента истечения установленного срока предоставления отчета, сведений либо с момента предоставления их неполными или недостоверными.

В ч. 2 комментируемой статьи установлена административная ответственность председателя избирательной комиссии (комиссии референдума) за непредоставление либо неполное или несвоевременное предоставление (отправка) указанных сведений в средства массовой информации для опубликования. Такая ответственность конкретного должностного лица базируется на установленной законом обязанности избирательных комиссий (комиссий референдума) периодически направлять в средства массовой информации для опубликования сведения (или копии финансовых отчетов) о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (фондов референдума) (п. п. 8, 9.1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Основываясь на буквальном толковании термина "опубликование", представляется, что речь в данной статье идет о предоставлении сведений и отчетов в печатные (а не электронные) средства массовой информации. При этом в комментируемой статье не устанавливается ни вид, ни количество средств массовой информации, в которые должны направляться такие сведения. В то же время указанный Федеральный закон обязанность их опубликования накладывает на редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий (п. п. 8, 9.1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Объективную сторону данного правонарушения составляет невыполнение вышеуказанного требования (то есть непредставление сведений либо копий финансовых отчетов), выражающееся в бездействии председателя избирательной комиссии (комиссии референдума) или в действиях ненадлежащего характера (неполное или несвоевременное представление сведений или отчетов).

3. Помимо председателя избирательной комиссии (либо лица, исполнявшего его обязанности) как специального субъекта ответственности по ч. 2 комментируемой статьи, возможные субъекты данных правонарушений по ч. 1 этой же статьи перечислены в самой статье:

- кандидат (лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность - т.е. бывший кандидат);

- уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной (например, агитационной) группы участников референдума;

- должностное лицо (например, управляющий, директор и т.п.) кредитной организации, т.е. банка. Административную ответственность самого банка (кредитной организации) как юридического лица комментируемая статья не устанавливает.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в том, что они могут быть совершены умышленно или по неосторожности (например, непредоставление в установленный срок отчетов и сведений по забывчивости).

Следующий комментарий к статье 5.17 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.17 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. четко регламентирует порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума (ст. 59).

Кредитная организация - держатель специального избирательного счета, специального счета референдума по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете референдума инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация - держатель специального избирательного счета, специального счета референдума по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.

Избирательная комиссия до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в СМИ для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а итоговый не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, фонда референдума. Копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

Объективная сторона выражается в действии (неполное предоставление сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений) и бездействии (непредоставление сведений).

Субъекты правонарушения перечислены в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

2. Отчеты ЦИК Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступают председатели избирательной комиссии, комиссии референдума.

Остались вопросы по ст 5.17 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.17 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.