Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Текст статьи 5.16 КоАП РФ в новой редакции.

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Комментируемой статьей установлена административная ответственность за подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Общим объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением демократических выборов и референдумов. Родовой объект нарушения - общественные отношения, связанные с проведением агитации на выборах и референдуме. Непосредственный объект - правила проведения избирательной кампании (кампании референдума), исключающие подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность.

Правовое регулирование отношений в период избирательной (референдумной) кампании установлено Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Данный Закон запрещает кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным и иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, участвующим в проведении агитации, осуществлять подкуп избирателей (участников референдума).

Понятие "подкуп" в комментируемой статье не раскрывается. Зато подкуп избирателей (участников референдума) достаточно подробно характеризуется в п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Подкупом являются:

- вручение избирателям (участникам референдума) денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (кроме как за выполнение организационной работы - сбор подписей избирателей, осуществление агитации);

- вознаграждение избирателей (участников референдума), выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение;

- льготная распродажа товаров, бесплатное распространение любых товаров (за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании (кампании референдума);

- предоставление избирателям (участникам референдума) услуг безвозмездно или на льготных условиях.

По сути, к подкупу (хотя это скорее покушение на подкуп) приравнено также воздействие на избирателей (участников референдума) посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законом решений органов государственной и муниципальной власти (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Важно отметить, что указанный перечень действий, характеризующих подкуп, как отмечено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5, не подлежит расширительному толкованию.

Как видим, подкуп избирателей (участников референдума) возможен в различных формах и различными способами: это бесплатное (либо на льготных условиях, по заниженным ценам) вручение (передача) имущества, материальных ценностей (денег, продуктов, товаров, книг, подарков и др.) либо бесплатное оказание услуг и осуществление работ (ремонт, например, подъездов многоквартирного дома, перевозки грузов, лечение и т.п.). Деньги, например, могут передаваться лично или через посредников (помощников, доверенных лиц), перечисляться на телефонный номер или банковский счет и т.п.

Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании (кампании референдума) организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления (руководства) которых являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании (кампании референдума) не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Более того, иным физическим и юридическим лицам также запрещено осуществлять в этот период благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени указанных лиц (п. 5 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Понятие благотворительной деятельности дано в Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ст. 1) - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На практике такая деятельность может выражаться, например, в организации и выполнении для избирателей бесплатных концертов, автобусных поездок на экскурсию и т.п., в материальной поддержке домов престарелых и инвалидов и др. При этом все упомянутые действия и мероприятия, расцениваемые как незаконная благотворительная деятельность, должны иметь место в период избирательной кампании (кампании референдума), в том числе, например, непосредственно в день голосования.

2. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в разнообразных вышеуказанных действиях, нарушающих перечисленные запреты и ограничения.

Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных выше действий.

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации (юридические лица), прямо или косвенно участвующие в организации и осуществлении таких мероприятий и действий: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений (инициативных групп участников референдума), сами избирательные объединения, уполномоченные представители и доверенные лица названных кандидатов и объединений и др.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).

Следующий комментарий к статье 5.16 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.16 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Согласно ст. 68 Федерального конституционного закона 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" членам инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, уполномоченным представителям по финансовым вопросам указанных инициативных групп, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума, а именно вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, проведение агитации по вопросам референдума); производить вознаграждение участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение и т.д., а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 84 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" установление факта подкупа избирателей кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению иным лицом является основанием для отмены регистрации кандидата.

Ответственность наступает только при его осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Согласно комментируемой статье если подкуп содержит признаки состава преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ, то действия виновного могут быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.

Остались вопросы по ст 5.16 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.16 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.