Статья 11.5 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

Текст статьи 11.5 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, -
влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -
влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.

8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности эксплуатации воздушных судов.

Объективную сторону правонарушения составляют следующее.

Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 766 утверждены Правила допуска к эксплуатации государственных воздушных судов.

Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".

Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

При этом законодатель определил причинение легкого вреда здоровью как кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью законодатель понимает неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

2. Действующим законодательством предусмотрены правила эксплуатации воздушных судов.

Так, вылет воздушного судна с неустраненными неисправностями запрещается, кроме случаев, предусмотренных руководством по летной эксплуатации. Разрешение на вылет воздушного судна с неисправностью или повреждением, указанным в руководстве по летной эксплуатации, дает руководитель, ответственный за технический осмотр судна (п. 6.5.1 Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58). Тем же пунктом наставления установлены исключения, при которых допускается вылет воздушного судна, а также уполномоченные лица, выдающие разрешение на выполнение полета.

Превышать установленную для фактических условий аэродрома полетную массу и центровку воздушных судов категорически запрещается (п. 39 Инструкции об организации воздушных перевозок в авиации ФТС России, утвержденной Приказом ФТС РФ от 24.06.2009 N 1172).

Также для различных типов воздушных судов установлены нормы пассажировместимости и грузовместимости.

Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.

3. Управление воздушным судном лицом может осуществляться лишь лицом, имеющим соответствующее право. Так, Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, установлены требования к членам экипажа воздушных судов. Глава 8 Воздушного кодекса РФ содержит общие нормы о составе экипажа воздушного судна, их функциях, правах и обязанностях.

Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи.

Обязательность и правила государственной регистрации воздушных судов установлены многочисленными нормативными актами (Воздушный кодекс РФ, Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287; Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85; Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденные Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460).

При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки (п. п. 1, 2 ст. 34 Воздушного кодекса РФ).

Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 5 комментируемой статьи.

4. Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы, соответствующие документы на каждого члена экипажа; иные документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации (например, копия свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения).

Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи.

Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.5 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"). Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 N 50, установлены обязательность и порядок медицинского освидетельствования летного, диспетчерского состава, бортпроводников.

Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 7 комментируемой статьи.

Совершение в нарушение приведенных ранее норм и правил допуска к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 8 комментируемой статьи.

Полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются (п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ).

Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством РФ, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 9 комментируемой статьи.

5. Субъектом правонарушения могут являться граждане, должностные лица, юридические лица, допустившие нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по всем частям комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области авиации, а также по ч. 7 - должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, уполномоченными в области авиации, по ч. ч. 1 - 6, 8 и 9 комментируемой статьи (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ), а также судьями - по ч. 7 комментируемой статьи либо в случаях, если орган, уполномоченный в сфере авиации, передает его на рассмотрение судье - по ч. ч. 1 - 3, 5 комментируемой статьи (ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 11.5 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.5 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на воздушном транспорте.

Одним из способов обеспечения безопасности полетов является надзор за эксплуатацией воздушных судов.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Воздушного кодекса РФ государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила безопасности эксплуатации воздушных судов.

Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляют функции государственного регулирования и контроля деятельности авиации общего назначения, а именно выдачу свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения; продление срока их действия и (или) внесение изменений в свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, без которых их деятельность является незаконной; получение от эксплуатантов авиации общего назначения в установленном порядке информации по организации полетов и техническому обслуживанию воздушного судна; проверку соблюдения эксплуатантами авиации общего назначения установленных в гражданской авиации нормативных требований и условий (ограничений), указанных в приложении к свидетельству эксплуатанта авиации общего назначения.

В соответствии со ст. 35 Воздушного кодекса РФ требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения органами исполнительной власти, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

Правила допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов устанавливаются ст. 36 Воздушного кодекса РФ, согласно которой гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами.

Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны (о порядке допуска к эксплуатации военных транспортных воздушных судов в интересах народного хозяйства страны и к международным перевозкам см. Постановление СМ СССР от 19 декабря 1990 г. N 1313).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801 государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов, возложен на Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ.

Согласно п. 1 Положения о Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801, Служба безопасности полетов является центральным органом военного управления Вооруженных Сил РФ и самостоятельным подразделением Минобороны России, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.

В п. 5 Положения установлено, что Служба безопасности полетов предназначена для осуществления государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов, регулирования деятельности в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций, их расследования, классификации и учета. Служба безопасности полетов осуществляет деятельность по согласованию с руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица, имеющие право управления воздушным судном.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Остались вопросы по ст 11.5 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 11.5 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.