Статья 11.4 КоАП РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства

Текст статьи 11.4 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 304-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 304-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение правил использования воздушного пространства.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения правил использованием воздушного пространства.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Пользователи воздушного пространства - физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Нарушение данным лицом Правил использования воздушного пространства образует объективную сторону административного правонарушения.

Если нарушение совершено лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, нарушение квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.

Если нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то деяние будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 271.1 УК РФ.

2. Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее правила использования воздушного транспорта;

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей нарушение правил использования воздушного транспорта (ст. 2.4 КоАП РФ);

- юридическое лицо, которое совершило нарушение правил использования воздушного пространства.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ч. 1 ст. 23.43 КоАП РФ), либо судьями в случаях, если орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 11.4 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.4 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на воздушном транспорте.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий, нарушающих федеральные правила использования воздушного пространства.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства. В настоящее время действуют Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084. В соответствии с данными Правилами использование воздушного пространства - это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства. Правила устанавливают требования для пользователей воздушного пространства. В частности, они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.

Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

Органы единой системы организации воздушного движения РФ обеспечивают разрешительный порядок использования воздушного пространства (органы Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).

Помимо упомянутых Федеральных правил правовое регулирование в данной сфере осуществляется посредством Постановления Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации".

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном порядке) на право использования воздушного пространства.

Пользователи воздушного пространства обязаны запросить у военного сектора РЦ ЕС ОрВД (непосредственно или через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД) разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации вне воздушных трасс и местных воздушных линий не позже чем за 2 часа до запланированного времени начала деятельности, указанного в заявке, или времени, при необходимости скорректированного центром ЕС ОрВД по согласованию с пользователями воздушного пространства.

Если в установленные сроки запрос на использование воздушного пространства Российской Федерации или уведомление о переносе времени начала деятельности в центры ЕС ОрВД не поступили, заявка аннулируется.

Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление возможности использовать воздушное пространство в соответствии с условиями, выданными центром ЕС ОрВД.

В условиях на использование воздушного пространства указываются:

а) время начала и окончания деятельности;

б) район выполнения деятельности и диапазон высот (маршрут и профиль полета);

в) другие необходимые данные.

Для полетов воздушных судов дополнительно указываются:

а) аэродромы посадки и запасные аэродромы;

б) порядок входа (выхода) в воздушные трассы и местные воздушные линии;

в) порядок обслуживания (управления) воздушного движения.

Разрешение на использование воздушного пространства при выполнении полетов воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям дают гражданские секторы центров ЕС ОрВД.

Такое разрешение органы ОВД гражданской и экспериментальной авиации получают от гражданских секторов центров ЕС ОрВД непосредственно, а государственной - через военные сектора центров ЕС ОрВД.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий дают военные секторы центров ЕС ОрВД не позже чем за 1 час до запланированного времени начала деятельности.

При вынужденном изменении условий использования воздушного пространства, указанных в заявке, время начала деятельности устанавливается с учетом времени, необходимого для подготовки к ее осуществлению.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий при выполнении полетов воздушных судов с аэродромов промежуточной посадки и условия такого использования военные секторы центров ЕС ОрВД дают не позже чем через 1 час после поступления от органа ОВД (управления полетами) аэродрома промежуточной посадки запроса на использование воздушного пространства для продолжения выполнения полетного задания по маршруту.

Орган ОВД (управления полетами) аэродрома государственной (экспериментальной) авиации, на котором планируется первая посадка воздушного судна, обязан сообщить в военный сектор РЦ ЕС ОрВД, в районе которого он расположен, не позже чем за 2 часа до запланированного времени вылета данного воздушного судна решение старшего авиационного начальника аэродрома о приеме воздушного судна.

Органы ОВД (управления полетами) аэродромов государственной (экспериментальной) авиации, на которых предусмотрены промежуточные посадки, обязаны сообщить в военные секторы РЦ ЕС ОрВД, в районе которых они расположены, не позднее чем через 20 минут с момента получения запроса о приеме решение старших авиационных начальников аэродромов о приеме воздушного судна.

Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

Пользователи воздушного пространства обязаны начать свою деятельность в течение 20 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центрами ЕС ОрВД. Если в течение этого времени деятельность не начата и уведомление о ее переносе в органы ЕС ОрВД не поступило, данная деятельность запрещается и заявка аннулируется.

4. Субъекты данного правонарушения - граждане, должностные лица и юридические лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Остались вопросы по ст 11.4 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 11.4 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.