Статья 8.31 КоАП РФ. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

Текст статьи 8.31 КоАП РФ в новой редакции.

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 8.31 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, не допускается загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами, невыполнение работ по очистке лесосек, выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи, уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных, уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах, загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.

Санитарная безопасность в лесах Российской Федерации обеспечивается согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса: размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, в поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод - привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.

Предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи состав административного правонарушения характеризуется обязательным признаком объективной стороны - местом совершения правонарушения: в защитных лесах.

К защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а также расположенные в первом и втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры, зеленых зон, лесопарков, городских лесов, лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ценных лесах, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, лесах, имеющих научное или историческое значение, орехово-промысловых зонах, лесных плодовых насаждениях, ленточных борах.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки, заповедные лесные участки, участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

2. С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

Субъектами административной ответственности по данной статье могут выступать физические и юридические лица, должностные лица.

Следующий комментарий к статье 8.31 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 8.31 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением санитарной безопасности в лесах, а также предотвращением загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иного негативного воздействия на леса. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Все виды лесопользования и лесовосстановления согласно Санитарным правилам в лесах РФ, утв. Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10, должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия, согласовываться со специалистами лесозащиты и предусматривать необходимые меры по предотвращению возможного ущерба, которые составляют неотъемлемую часть договора аренды участка лесного фонда РФ, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета и лесного билета. Ущерб, нанесенный лесному фонду из-за нарушения требований санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством РФ. Санитарно-оздоровительные мероприятия составляют комплекс мер, направленных на ограничение распространения вредителей и болезней леса, локализацию их очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения. Юридические лица и граждане, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить такие санитарно-оздоровительные мероприятия, как выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев; сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений; очистку леса от захламленности; другие необходимые меры защиты растущего леса и находящихся в лесу заготовленных лесоматериалов (п. 3, п. 7, п. 8).

3. Юридические и физические лица в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду (ст. 49). Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); установление санитарных требований к использованию лесов (ч. 1, ч. 3 ст. 51, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 55 ЛК РФ). Положение о государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2005 г. N 600.

Остались вопросы по ст 8.31 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 8.31 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.