Текст статьи 8.26 КоАП РФ в новой редакции.
(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 8.26 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Введение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью строгого нормативно-правового регулирования порядка ведения отдельных видов использования лесов, его неукоснительного соблюдения под угрозой привлечения к административной ответственности за его нарушение в целях охраны лесных ресурсов.
Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в сфере использования лесных ресурсов.
Объективную сторону первого состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи, составляют действия по сенокошению и выпасу сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено.
Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.
Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях.
Самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного этой же статьей, составляют незаконный выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки или с превышением норм выпаса - большего количества животных на отведенной площади, включенные в объективную сторону правонарушения.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной формой вины.
2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматриваются составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам относятся лишайники, покров болот и т.п.
Таким образом, ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке, но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников, чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и т.п.
С субъективной стороны данные составы административного правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины.
3. Положениями ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушения правил сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.
По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков проводится юридическими лицами - арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией.
При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по исключающей истощение лесоресурсов технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнезд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п.
Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно и доводятся до общего сведения через средства массовой информации.
Размещение ульев и пасек является разновидностью использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) и осуществляется на основании договоров, заключенных с соблюдением требований ст. ст. 38 и 39 Лесного кодекса РФ.
Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещенный для такого сбора либо неразрешенными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путем выкапывания их с корневой системой).
Среди признаков объективной стороны наряду со сбором и заготовкой предусматривается также и реализация собранной продукции, что свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности лица, осуществляющего не только сбор или заготовку лесных ресурсов, но и их реализацию.
По объективной стороне рассматриваемый состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется активными действиями, заключающимися в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам. Предметом правонарушения являются особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдается.
Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены только с умышленной формой вины.
4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.
Необходимо отметить, что в качестве дополнительной меры наказания в комментируемой статье установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно.
Следующий комментарий к статье 8.26 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 8.26 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, т.о. либо объективную сторону образуют действия, т.е. сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных, или самовольные заготовка и сбор мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов, или размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений; а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла; либо объективную сторону образуют действия, т.е. уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов; а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с ЛК РФ, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. Леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек (ч. 1 - ч. 3 ст. 34, ч. 1, ч. 2 ст. 38 ЛК РФ). Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов. Граждане (в т.ч. для собственных нужд) и юридические лица осуществляют выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков (ч. 1, ч. 3 ст. 39 ЛК РФ).
3. Граждане и юридические лица, которым предоставлено право пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов или осуществления побочного лесопользования, согласно Правилам пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утв. Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 212, должны применять технологии заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, исключающие истощение имеющихся ресурсов. Лесопользователи в течение периода заготовки второстепенных лесных ресурсов или осуществления побочного лесопользования производят учет объемов заготовки лесных ресурсов и размеров побочного лесопользования и ежеквартально представляют соответствующую информацию в лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта РФ. В случае если указанный период менее одного квартала, соответствующая информация представляется по окончании периода заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования (п. 5, п. 6 (2)). Обязанности лесопользователей при заготовке второстепенных лесных ресурсов и побочном лесопользовании перечислены в п. 10, порядок осуществления сенокошения и пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых лесных ресурсов, заготовки и сбора лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша установлен п. 17 - п. 22. В перечень дополнительных видов побочного лесопользования входит заготовка и сбор плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственного и технического сырья в лесоплодовых насаждениях, плантационных лесных культурах и окультуренных насаждениях, за исключением насаждений постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе; использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур, создание лесных питомников, плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых и лекарственных растений, в т.ч. женьшеня, грибов; выкопка деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий; пастьба одомашненных животных, в т.ч. северных оленей; использование участков лесного фонда для устройства изгородей, размещения дорожных знаков, снегозащитных щитов, сторожек, вешалов, навесов, рыболовных тоней, сушилок, грибоварен, лесных складов и других временных сооружений при осуществлении лесопользования, добывании объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иных целей; использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях (п. 1 - п. 6 прил. N 1).