Текст статьи 8.25 КоАП РФ в новой редакции.
1. Нарушение правил заготовки древесины -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
4. Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 8.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Введение административной ответственности за нарушение правил использования лесов обусловлено необходимостью обеспечения рационального, многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов.
Порядок использования лесных ресурсов установлены в Лесном кодексе РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня.
2. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом - лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы - древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).
Положениями ст. 29 Лесного кодекса РФ запрещена заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.
3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом правил заготовки древесины - разновидности рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины, осуществляемой в рамках предпринимательской деятельности. Примером противоправных действий может служить рубка деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от недостигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок.
Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, выставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.
Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок - выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. В ст. 17 Лесного кодекса РФ установлен ряд ограничений для проведения сплошных рубок.
4. Положениями ч. 2 комментируемой статьи установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Еще одним составом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является нарушение правил заготовки живицы или иных лесных ресурсов. Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины. В соответствии со ст. 18 Лесного кодекса РФ подсочка лесных насаждений - это процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород разрезов и процесс сбора живицы, древесных соков.
Объективная сторона рассматриваемого состава заключается в нарушении установленных правил заготовки живицы и выражается в действиях (бездействии), нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки, правила сбора живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков, оставлении каррооборудования на деревьях, непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесничествам, лесопаркам или другим владельцам после окончания срока работ.
Нарушение правил заготовки пищевых лесных ресурсов имеет место, в случаях если оно осуществляется без лесорубочного билета или ордера, в запрещенных для этого местах, с превышением объемов, в неустановленные сроки и т.д.
5. В ч. 4 комментируемой статьи предусматривается ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех целей и в тех границах, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Примером могут служить самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами, осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов, ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии и т.д.
6. Субъектами правонарушений являются лесопользователи - граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умыслом или неосторожностью.
Следующий комментарий к статье 8.25 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 8.25 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. заготовка древесины, или проведение рубок лесных насаждений, или заготовка живицы, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбор лекарственных растений, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, либо действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, безвозмездного срочного пользования лесным участком или других документов, на основании которых предоставляются лесные участки; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Для заготовки древесины, если иное не установлено Лесным Кодексом РФ, допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных ст. 13, ст. 14 и ст. 21. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках (ч. 1 - ч. 2 ст. 16, ч. 1 - ч. 5 ст. 17 ЛК РФ). Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане (в т.ч. для собственных нужд) и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 - ч. 4, ч. 8 ст. 29 ЛК РФ).
3. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог, согласно Санитарным правилам в лесах РФ, утв. Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 <77>, проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается (п. 17, п. 30). Основные положения о продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в РФ одобрены Протоколом заседания Научно-технического совета Рослесхоза от 27 июля 1993 г. N 2. Инструкция о порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 19 апреля 1994 г. N 25 <78>. Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 224 <79>. Положение об аренде участков лесного фонда утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 <80>. Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 <81>. Ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Приказом Рослесхоза от 1 апреля 2005 г. N 50. Порядок организации и проведения лесных аукционов утвержден Приказом МПР РФ от 14 апреля 2005 г. N 97 <82>. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства утвержден Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 211 <83>. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждены Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 212 <84>. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утвержден Приказом МПР РФ от 31 августа 2005 г. N 240 <85>.
--------------------------------
<77> БНА. 1998. N 4.
<78> БНА. 1994. N 8.
<79> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 964; см. с изм. и доп.
<80> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1585; см. с изм. и доп.
<81> СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; см. с изм. и доп.
<82> БНА. 2005. N 24.
<83> БНА. 2005. N 36.
<84> БНА. 2005. N 39.
<85> БНА. 2005. N 38.
4. Заготовка живицы (терпентина) представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров аренды лесного участка (ч. 1 - ч. 3 ст. 31 ЛК РФ). Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Граждане (в т.ч. для собственных нужд) и юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков (ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 32 ЛК РФ).