Статья 6.5 КоАП РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

Текст статьи 6.5 КоАП РФ в новой редакции.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 6.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении соответствующего правонарушения, если по обстоятельствам дела будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В противном случае основания для привлечения к ответственности будут отсутствовать.

Так, ООО "Управляющая компания "Новэк" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске от 20.07.2010 N 164 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ. Решением суда от 27.10.2010 заявленное требование было удовлетворено, при этом суд учел следующие обстоятельства.

Как следовало из материалов дела, в ходе проведенной Управлением внеплановой выездной проверки было выявлено несоответствие температуры горячей воды в водоразборных кранах ванных и кухонных помещений жилого дома, обслуживаемого ООО "УК "Новэк", требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, на основании чего общество было привлечено к административной ответственности. Вместе с тем административным органом не было принято во внимание то, что ООО "УК "Новэк" (абонент) и ООО "Коммунальные технологии" (энергоснабжающая организация) заключили договор снабжения тепловой энергией, согласно которому энергоснабжающая организация обязывалась поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на выходных коллекторах источника теплоснабжения в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления температурным графиком с отклонениями + 3 процента. Установив нарушение температурного режима, управляющие компании города Новочебоксарска известили административные органы города о несоответствии поступающей в распределительную сеть города температуры горячей воды требованиям санитарных норм. По итогам совещания при главе администрации города Новочебоксарска от 10 июня 2010 года была проведена техническая и экономическая оценка перевода на летнее обеспечение города Новочебоксарска ГВС по циркуляционной системе, в ходе которой было установлено, что причиной несоответствия температуры горячей воды п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 являлось отсутствие циркуляции теплоносителя в системе горячего водоснабжения в городе Новочебоксарске. Таким образом, ООО "УК "Новэк" не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности (см. подробнее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.03.2011 по делу N А79-7890/2010).

2. В то же время отношения по привлечению к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей не оказывают влияния на гражданско-правовые отношения, возникающие между управляющими организациями и потребителями коммунальных услуг по хозяйственно-бытовому водоснабжению. При этом отсутствие оснований для привлечения управляющих организаций к административной ответственности в соответствии с данной нормой не является поводом для освобождения от обязанности оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу горячего водоснабжения надлежащего качества, а также от ответственности за выбор контрагента - ресурсоснабжающей организации (см. подробнее Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 N 15417/11 по делу N А79-7518/2010).

Следующий комментарий к статье 6.5 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 6.5 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства - статья 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005).

Кроме того, предусмотрена обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам относительно индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах.

Важное значение имеет принятие Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006) "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".

Питьевой водой считается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.

Взаимоотношения между сторонами должны определяться договором в соответствии с общими положениями главы 39 Гражданского кодекса РФ, где по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в соответствии со статьей 779 ГК РФ. Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним, взаимным.

Недостатком нормативного регулирования является упущение в качестве обязанностей и ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства вопросов нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, так, обязанность по обеспечению абонентов информацией о качестве питьевой воды и т.д. присутствует, но обязанность обеспечивать качественной питьевой водой и качественным состоянием питьевого водоснабжения у организации водопроводно-канализационного хозяйства полностью отсутствует.

Предусмотрена ответственность только за:

невыполнение договорных обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами;

вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде.

Объективно должна быть четко прописана ответственность за подачу питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям, предъявляемым к качеству, за нарушения режима подачи питьевой воды и др.

Справедливости ради следует отметить действующие положения, закрепленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 "О введении в действие санитарных правил", - "Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01".

2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.13 и 28.3 КоАП РФ).

3. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Остались вопросы по ст 6.5 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 6.5 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.