Статья 6.4 КоАП РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Текст статьи 6.4 КоАП РФ в новой редакции.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 6.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. При применении комментируемой статьи необходимо исходить из того, что ответственность может быть возложена на гражданина, должностное или юридическое лицо при наличии полного состава административного правонарушения. Не допускается привлечение к административной ответственности по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта при отсутствии (недоказанности) вины.

Так, директор муниципального образовательного учреждения "СОШ N 5" был привлечен к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области по ст. 6.4 КоАП РФ в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений школы, выразившимся в отсутствии ремонта (кровли зданий, спортивного зала, коридора). Постановление было обжаловано в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что собственником имущества школы является администрация района "Сокольский", из бюджета которого финансируется школа. Директор МОУ "СОШ N 5" неоднократно обращался к администрации с просьбой о выделении необходимых средств для ремонта школы, однако получил отказ. Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к выводу о том, что вина указанного должностного лица в совершении административного правонарушения отсутствует. Дело об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (см. подробнее Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N 09АП-36414/2013).

2. Особое значение имеет правильное определение субъекта административной ответственности, наступающей в соответствии с комментируемой статьей. Для определения такого субъекта необходимо установить, кто конкретно несет обязанности, связанные с эксплуатацией жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Неправильное определение субъекта административной ответственности является основанием для отмены постановления о назначении административных наказаний и прекращения производства по делу.

Так, ООО "Алан" было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Амурской области к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого здания. Решением суда постановление Управления о назначении административного наказания было отменено в связи с тем, что ответственность за эксплуатацию жилого здания, как было установлено судом, возлагалась на другое юридическое лицо (МУП "Жилсервис"), а ООО "Алан" состояло с этим лицом в гражданско-правовых отношениях (отношениях, вытекающих из договора подряда) (см. подробнее письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 "О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора").

3. Санкция комментируемой статьи содержит в себе два вида наказаний - штраф и административное приостановление деятельности, при выборе которых следует исходить из фактических обстоятельств дела.

Так, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области было возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении муниципального медицинского учреждения "Городская клиническая больница N 2" в связи с установлением факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений пищеблока родильного отделения. Материалы дела были переданы в суд для назначения наказания в виде приостановления деятельности родильного отделения больницы. При рассмотрении дела в суде было установлено, что больница принимает меры по устранению выявленных нарушений, главный врач неоднократно обращался в соответствующие инстанции с просьбами о выделении денежных средств для проведения ремонтных работ. При назначении административного наказания в виде штрафа суд исходил также из того, что больница является социально-значимым объектом, и приостановление деятельности родильного отделения может привести к переполнению оставшихся в городе Самаре 4 родильных домов, а также к срыву государственного заказа на оказание бесплатной медицинской помощи во время беременности и родов женщинам и новорожденным детям (см. подробнее письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 "О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора").

Следующий комментарий к статье 6.4 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 6.4 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Порядок эксплуатации определяется действующим законодательством Российской Федерации в зависимости от объекта и от его общественно опасных последствий в данном деянии, когда могут быть выявлены признаки преступления, предусмотренного ст. 236 УК.

И если относительно жилых помещений существует точное определение в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", то относительно других терминов нормативное их закрепление отсутствует.

Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Необходимо учитывать и положения главы 18 ГК РФ, где закреплены право собственности и другие вещные права на жилые помещения, и ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005) о соответствии жилых помещений по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока, а содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

2. Действующими нормами термины "общественные помещения", "здания" и "сооружения" не определены, хотя по гражданскому законодательству здания и сооружения являются недвижимым имуществом - статья 219 ГК РФ.

Однако статьей 24 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005) требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта санитарно-эпидемиологического характера закреплены.

Соответственно, к категории "общественные помещения" можно отнести здания, предназначенные для обеспечения публично-правовых потребностей органов государственной власти и муниципальных органов и для осуществления предпринимательской деятельности и в иных коммерческих целях.

3. Функционирование транспорта рассматривается относительно воздушного, железнодорожного, морского и речного в рамках осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обеспечения безопасности условий труда в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Например, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 04.12.2006); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.06.2004); Устав железнодорожного транспорта РФ (в ред. от 04.12.2006) N 201-ФЗ.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.13 и 28.3 КоАП РФ).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляются к эксплуатации объектов среды обитания человека, например таких, как жилые и общественные помещения, здания, сооружения и транспорт и др.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Остались вопросы по ст 6.4 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 6.4 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.