Текст статьи 5.49 КоАП РФ в новой редакции.
Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 5.49 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"). Под иными основанными на риске играми понимаются азартные игры, под которыми закон понимает основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). К разновидностям азартных игр относятся пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (ст. 4 того же Закона). Пари заключаются в тотализаторах, букмекерских конторах и т.д.
Согласно п. 3 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом. Аналогичный запрет содержится в ст. 6.1 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ, п. 3 ст. 68 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ и других законах.
Нарушение названного запрета влечет ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.
2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, обеспечением защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.
Объективную сторону правонарушения составляют действия по проведению в период избирательной кампании, кампании референдума, лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Само по себе проведение лотереи или иной азартной игры в период избирательной кампании, кампании референдума правонарушением не является. Квалифицирующим признаком является проведение таких игр с условием, ставящим выигрыш в зависимость от итогов голосования, результатов выборов, референдума, либо условиями, иным образом связанными с выборами, референдумом (к примеру, заключение пари на победу того или кандидата на выборную должность органа государственной власти и т.д.)
3. Субъектом правонарушения являются:
- гражданин - лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое провело лотерею или другую основанную на риске игру, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом (далее - нарушение запрета);
- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, допустившей нарушение запрета, а также индивидуальный предприниматель (ст. 2.4 КоАП РФ);
- юридическое лицо, допустившее нарушение запрета.
Субъективную сторону составляет вина в форме умысла.
4. Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Следующий комментарий к статье 5.49 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 5.49 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Законодательство, регламентирующее выборы и референдум, содержит запрет на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом. Аналогичная норма предусмотрена и Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О лотереях" (ст. 6.1). Статья 1063 ГК РФ устанавливает договорный характер отношений по поводу проведения лотерей, тотализаторов и иных игр.
Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица и юридические лица - организаторы подобных лотерей и иных игр.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.