Статья 5.48 КоАП РФ. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов

Текст статьи 5.48 КоАП РФ в новой редакции.

(наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ)

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.48 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых - отношения по проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), являются родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект - гарантированные законом права кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума на размещение агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на равноправной основе.

Порядок и условия размещения (распространения) агитационных материалов в период избирательной кампании (кампании референдума) нормативно сформулированы в законах о выборах и референдумах, в частности в ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и заключаются (применительно к комментируемой статье) в следующем.

По общему правилу печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться, расклеиваться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Размещение же агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности организации, в уставном капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований на день официального опубликования решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума (далее - объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) и бесплатно (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам по проведению референдума также равные условия для размещения агитационных материалов (п. 9 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Данное правонарушение следует отличать от схожих с ним по объекту и предмету правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.12 и ст. 5.14 КоАП РФ.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в действиях (бездействии) уполномоченных должностных лиц, нарушающих условия размещения агитационных материалов, установленные в п. п. 8 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

В комментируемой статье не говорится о виде агитационных материалов, но, учитывая контекст п. п. 8 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, логично предполагать, что речь идет о печатных материалах - листовках, плакатах, календарях и т.п. материалах, выполненных на бумажных носителях и распространяемых (размещаемых), как правило, путем развешивания, расклеивания и т.п. Размещение агитационных материалов (например, видеороликов, телесюжетов, репортажей) в средствах массовой информации не подпадает под действие данной статьи.

Правонарушающие действия (бездействие) посягают на принцип равенства кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Это может выражаться, например, в размещении на объекте (например, на стене здания, на видеоэкране, смонтированном на площади, на стенде и т.д.), находящемся в государственной собственности (России или субъекта РФ), муниципальной собственности, агитационных материалов одного кандидата и отказе в таком размещении другому кандидату или взимании с него завышенной платы за это; в размещении рекламной компанией на рекламных щитах агитационных материалов избирательных объединений на неравных условиях - за разную плату, на разный период и т.д.

Данное правонарушение может быть совершено как в форме действий, так и путем бездействия. Оконченным оно считается с момента совершения хотя бы одного из указанных выше действий (бездействия). Наступления каких-либо иных вредных последствий для привлечения к административной ответственности не требуется.

3. Субъектами правонарушения являются юридические лица:

- владельцы объектов и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- организации, оказывающие рекламные услуги (любой организационно-правовой формы и любой формы собственности);

- должностные лица указанных органов и организаций, а также индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица (см. ст. 2.4 КоАП РФ).

Обычно объектами государственной и муниципальной собственности владеют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности соответственно государства либо муниципального образования.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной виной (как с прямым, так и с косвенным умыслом): по неосторожности данное деяние совершить едва ли возможно.

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.48 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.48 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии (бездействии).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Остались вопросы по ст 5.48 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.48 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.