Статья 5.22 КоАП РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

Текст статьи 5.22 КоАП РФ в новой редакции.

____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ, - см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________
1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с организацией и порядком голосования на выборах и референдуме. Непосредственный объект - установленный законом порядок выдачи и получения избирателем (участником референдума) бюллетеня для голосования и самого голосования на выборах (референдуме).

Порядок получения (выдачи) бюллетеней для голосования на выборах (референдуме) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

В ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается, что исключает контроль за волеизъявлением избирателей, предотвращает возможное искажение их волеизъявления и фальсификацию итогов голосования и результатов выборов (референдума) (п. 4).

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина), а если избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (п. 5 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина). С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе это может сделать член участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) (п. 6 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Заполненные бюллетени опускаются избирателями (участниками референдума) в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (п. 11 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в одном из следующих вариантов правонарушающих действий, описанных в комментируемой статье:

- в выдаче бюллетеня для голосования гражданину (физическому лицу), не имеющему права голосования на данном избирательном (референдумном) участке. В этом случае, как правило, гражданин вносится в список избирателей (участников референдума) и расписывается напротив своей фамилии за получение бюллетеня;

- в выдаче гражданину бюллетеня (или бюллетеней) для голосования за других избирателей (участников референдума), например за родственников или соседей. В этом случае гражданин также может расписаться в списке избирателей (участников референдума) за этих лиц, не явившихся на участок для голосования;

- в выдаче гражданину одного или более бюллетеней с целью предоставления ему возможности проголосовать более одного раза. При этом он может и не расписываться в списке избирателей (участников референдума) за получение бюллетеней, что впоследствии могут сделать члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума);

- в выдаче гражданину нескольких уже заполненных кем-то из членов избирательной комиссии (комиссии референдума) бюллетеней для отпускания их в ящик для голосования.

Данное правонарушение совершается только в форме действий. Оконченным оно считается с момента незаконной выдачи (ч. 1) или получения (ч. 2) бюллетеня для голосования.

Данное правонарушение может быть сопряжено с уголовно наказуемыми действиями по фальсификации итогов голосования и результатов выборов (референдума), совершаемым с использованием так называемых "вбросов" бюллетеней для голосования и влекущим ответственность по ст. 142.1 УК РФ.

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является член участковой или иной избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, а по ч. 2 этой же статьи гражданин - избиратель (участник референдума), незаконно получивший бюллетень (или бюллетени) для голосования. Согласно закону полномочиями по выдаче избирателям (участникам референдума) бюллетеней для голосования наделены только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (см. п. п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется только умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней). В случае совершения первого из вышеназванных деяний обязательным признаком субъективной стороны состава правонарушения является также цель - предоставление возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, что, естественно, довольно трудно доказывать на практике.

Следующий комментарий к статье 5.22 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.22 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получают бюллетени, которые изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Объективная сторона правонарушения - действие (выдача бюллетеня).

Субъект правонарушения - член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

Правонарушение может быть совершено только умышленно, т.к. согласно диспозиции комментируемой статьи такие действия совершаются в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Остались вопросы по ст 5.22 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.22 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.