Текст статьи 5.21 КоАП РФ в новой редакции.
(наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
Неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 5.21 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по поводу финансирования выборов и референдумов. Непосредственный объект правонарушения - установленные законом правила, касающиеся своевременного перечисления из бюджета финансовых средств избирательным комиссиям (комиссиям референдума) на подготовку и проведение выборов (референдума).
Общие условия финансового обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума) за счет средств бюджета установлены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. ст. 57 - 60), другими федеральными законами, законами субъектов РФ.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов (п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Аналогичным образом через систему избирательных комиссий (комиссий референдума), являющихся главным распорядителем этих бюджетных средств, осуществляется финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти (общероссийского референдума), устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ (См. Инструкцию о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденную Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21.08.2007 N 26/196-5).
Аналогичный порядок перечисления денежных средств, выделенных из регионального бюджета, местного бюджета избирательной комиссии субъекта РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления (регионального и местного референдумов), устанавливается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются через систему органов федерального казначейства на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия - в филиалах Сбербанка РФ.
В комментируемой статье в числе получателей финансовых средств указаны не только избирательные комиссии (комиссии референдума), но и кандидаты, избирательные объединения, инициативные и иные группы участников референдума. Однако в настоящее время законодательство о выборах и референдумах не предусматривает бюджетное финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума. Соответственно бюджетные средства на их специальные счета избирательными комиссиями (комиссиями референдума) не перечисляются.
2. Данное правонарушение совершается, как правило, в форме бездействия со стороны уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет перечисление избирательным комиссиям (комиссиям референдума) денежных средств, предназначенных в соответствующем бюджете для проведения выборов (референдума).
Правонарушение может характеризоваться также в перечислении уполномоченным должностным лицом денежных средств с нарушением установленных законом сроков (10 дней).
Оконченным правонарушение считается с момента истечения срока, установленного для перечисления денежных средств. Перечисление их уже после установленного срока не освобождает виновное должностное лицо от административной ответственности по данной статье.
3. Субъект данного правонарушения специальный - должностное лицо органа государственной власти, органа местного самоуправления, кредитной организации, отделения связи. В частности, это наделенные соответствующими полномочиями руководители:
- федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов РФ);
- органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств, администрации субъектов РФ, министерства финансов (или финансовые управления, департаменты);
- органов местного самоуправления (например, финансовые управления, комитеты местных администраций);
- кредитных организаций. Имеются в виду директора, управляющие и т.п. руководители банков, через которые осуществляется перечисление финансовых средств избирательным комиссиям (комиссиям референдума) на подготовку и проведение выборов (референдума);
- отделений связи. Заведующие и иные руководители отделений почтовой связи могут быть субъектами административной ответственности только в случае перечисления через них бюджетных средств на счета избирательных комиссий (комиссий референдума).
4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной либо неосторожной виной (например, в случае небрежности, забывчивости своевременного перечисления средств и т.п.).
Следующий комментарий к статье 5.21 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 5.21 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Действующее законодательство подробно регламентирует порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдума.
Согласно ст. 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Расходы, связанные с проведением референдума Российской Федерации, осуществляются за счет средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели. Расходы, связанные с проведением иных референдумов, - за счет средств, выделенных соответственно из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных комиссиям соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 2005 г. расходы осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части, на счета, открываемые ими в учреждениях ЦИК РФ, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах Сберегательного банка РФ. Главным распорядителем указанных средств является ЦИК РФ.
Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение ЦИК РФ в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания РФ отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ.
Объективная сторона - противоправное действие (перечисление средств с нарушением сроков) или бездействие (неперечисление).
Субъекты правонарушения названы в диспозиции комментируемой статьи - это органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитная организация, отделение связи.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.