Статья 18.3 КоАП РФ. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

Текст статьи 18.3 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 18.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в настоящей статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием пограничного режима в территориальном море, внутренних морских водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении правил:

- учета, хранения, выхода из пунктов базирования российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду;

- возвращения в пункты базирования российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду;

- пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.

Правила учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду определяются разделом 3 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.

Следует отметить, что, кроме противоправного деяния как обязательного признака рассматриваемого состава административного правонарушения, объективная сторона рассматриваемого состава содержит признак места совершения административного правонарушения. В данном случае административное правонарушение должно быть совершено во внутреннем море, территориальном море, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ под внутренними морскими водами РФ понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ исходными линиями признает:

- линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

- прямую исходную линию, соединяющую наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

- прямую линию, проводимую поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

- прямую линию, не превышающую 24 морские мили, соединяющую точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

- систему прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Территориальным морем в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ признается примыкающая к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Субъектом состава административного правонарушения являются исключительно физические и должностные лица - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

2. Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием) без разрешения (уведомления) пограничных органов РФ или с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления), выразившимся в ведении в указанных в ч. 1 территориях промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности. Порядок получения разрешения и правила проведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности определяются разделом 4 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.

Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Следующий комментарий к статье 18.3 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 18.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ, и к ним относятся воды:

1) портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3) заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").

Под территориальным морем Российской Федерации понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, регулирующим заход всех судов и военных кораблей РФ, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на военно-морскую базу или в пункт базирования военных кораблей и выход из военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей и отвечающим за безопасность мореплавания, является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, находящиеся на военно-морской базе или в пункте базирования военных кораблей (ст. 7 ФЗ от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").

Перечень военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей, а также правила плавания и пребывания на военно-морских базах и в пунктах базирования военных кораблей разрабатываются Минобороны России и утверждаются Правительством РФ.

Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Устанавливается порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов и пограничных войск, ограничивается время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов (Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения пограничных органов и пограничных войск, а во внутренних морских водах и в территориальном море РФ - с уведомлением пограничных органов и пограничных войск. При этом сообщаются сведения о местах и времени осуществления такой деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и др.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, либо передаются на рассмотрение мировым судьям, а применительно к административным правонарушениям, совершенным военнослужащими, - судьям гарнизонных военных судов.

Остались вопросы по ст 18.3 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 18.3 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.