Текст статьи 11.10 КоАП РФ в новой редакции.
Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 11.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В этой связи создание угрозы жизни или здоровью человека составляет правонарушение, за совершение которого государство устанавливает специальные меры воздействия.
Объектом правонарушения выступает безопасность пассажиров судов различных категорий, включая маломерные, причем закон указывает на необходимость обеспечения безопасности как в момент посадки пассажира на судно, так и в период пребывания судна в плавании и при их высадке. Понятие "безопасность" в данном случае предусматривает обязанности по созданию безопасных условий пребывания пассажиров на судне, т.е. исключение возможности реализации любой потенциальной угрозы их жизни или здоровью.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в равной мере и в действиях, и в бездействии. Бездействие заключается в неисполнении или ненадлежащим исполнением уполномоченным субъектом действий, которые являются для него обязательными, примером совершения данного правонарушения в форме бездействия может выступать отсутствие контроля за процессом посадки (высадки) пассажиров. В форме действия реализация правонарушения, определенного комментируемой статьей, осуществляется при ненадлежащем креплении предметов на палубе, небрежном креплении трапа и т.п., т.е. ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны команды.
2. Субъектом правонарушения признаются в первую очередь судоводители, капитаны судов, а также в данном качестве могут выступать и члены команды, ответственные за совершение определенных действий по обеспечению безопасности пассажиров. Однако это не освобождает от ответственности и судовладельцев, которые, являясь собственниками (владельцами) источника повышенной опасности, обязаны обеспечивать безопасность пассажиров. Таким образом, субъектом рассматриваемого правонарушения в равной степени могут выступать как физические, так и юридические лица - судовладельцы, а также должностные лица. Однако санкции комментируемой статьи предусматривают ответственность лишь для физических и должностных лиц, что исключает из числа субъектов данного правонарушения юридические лица.
Субъективная сторона может быть охарактеризована как умыслом, так и неосторожностью. Однако практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев для данного правонарушения характерна неосторожная форма вины.
3. Применение мер ответственности по комментируемой статье отнесено к компетенции специально уполномоченного органа, в большинстве случаев являющегося подразделением МЧС РФ - Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. Инспектора данного органа уполномочены на применение штрафных санкций к нарушителям КоАП РФ. Предметом судебных разбирательств в большинстве случаев становится неуплата или несвоевременная уплата вынесенного штрафа <7>.
--------------------------------
<7> https://www.rospravosudie.com/court-cudebnyj-uchastok-49-s/act-212382256/
Следующий комментарий к статье 11.10 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 11.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.
Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством КВВТ РФ, КТМ РФ, Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129, Приказа МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Минтранса России.
Перевозка пассажиров морским и внутренним водным транспортом является деятельностью, на осуществление которой требуется получение лицензии (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов.
В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд, должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа.
Обязанность по обеспечению целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире.
3. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.