Статья 8.40 КоАП РФ. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы

Текст статьи 8.40 КоАП РФ в новой редакции.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1. Осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с нарушением обязательных требований -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Осуществление работ в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы с нарушением обязательных требований -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Часть дополнительно включена с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ; утратила силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

4. Часть дополнительно включена с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ; утратила силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

Примечание дополнительно включено с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ; утратило силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 8.40 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Предметом административного правонарушения является деятельность в области наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами (мониторинг), гидрометеорологии, включающей определение состояния климатических, аэрологических, гидрологических и иных качеств окружающей среды и отслеживания изменений в них.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи представляет собой действия по осуществлению указанных выше работ с нарушением условий разрешения (лицензии) и дополнительных условий и требований, обязанности передачи информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, незамедлительное сообщение территориальным подразделениям лицензирующего органа информации о чрезвычайных ситуациях и т.п. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Предметом предусмотренного ч. 2 состава административного правонарушения являются работы в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике. Выполнение этих работ регулируется специальными правилами и ввиду своей специфичности должно соответствовать особым требованиям, содержащимся как в нормативных правовых актах, так и в лицензии (разрешении).

В качестве обязательного квалифицирующего признака для привлечения к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи установлено наличие в действиях виновного лица грубого нарушения установленных правил.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в невыполнении таких условий разрешения, как допуск к работам в указанной области лиц, не имеющих соответствующей квалификации, отсутствие регистрации лицензии (разрешения) и др.

3. Субъектом рассматриваемых правонарушений могут выступать должностные лица органов и организаций, а также юридические лица, имеющие право по закону, уполномочию, договору вести указанные работы (специализированные организации, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин и др.).

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений могут характеризоваться умышленной или неосторожной формами вины.

Следующий комментарий к статье 8.40 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 8.40 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением работ в области гидрометеорологии, мониторингом загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения в соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ <107> представляет собой долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Под активным воздействием понимается воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике. Специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы представляют собой юридические лица, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ. Специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы могут приобретать, хранить и использовать средства активного воздействия в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2, п. 14 - п. 15 ст. 1, ч. 1, ч. 3 ст. 9). Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления, выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ относятся к лицензируемым видам деятельности (абз. 44 - абз. 46 ч. 1 ст. 17).

--------------------------------
<107> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609; см. с изм. и доп.

3. Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1425 <108>. Положение о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 807. Положение о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 946. Перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях утвержден Приказом Росгидромета от 17 октября 2000 г. N 150. Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324. К работам в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях относятся определение метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик окружающей природной среды; определение уровня загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод и морской среды); подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды, о ее загрязнении; формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Под работами по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления понимается защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов, предотвращение либо уменьшение заморозков на поверхности почвы. Работы по активному воздействию на геофизические процессы и явления представляют собой предупредительный спуск снежных лавин, регулирование электрической активности атмосферы, изменение электромагнитных и иных свойств среднего и верхнего слоев атмосферы.

--------------------------------
<108> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5410; см. с изм. и доп.

Остались вопросы по ст 8.40 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 8.40 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.