Текст статьи 8.3 КоАП РФ в новой редакции.
Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 8.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. В целях правового регулирования порядка обращения с пестицидами законодателем было принято большое количество нормативных актов, направленных на минимизацию отрицательного воздействия таких веществ на окружающую среду, живые организмы.
Основными нормативными актами в указанной сфере действующего законодательства являются Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В целях обеспечения безопасности при обращении с опасными химическими веществами, относящимся к средствам защиты растений, законодателем была введена рассматриваемая норма административного права.
Действие комментируемой статьи распространяется на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих испытания, хранение, транспортировку и применение пестицидов и агрохимикатов - веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве, лесном хозяйстве.
2. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения в области сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и обеспечения безопасности применяемых в них средств, создания надлежащих условий труда и обеспечения экологической безопасности населения, его бытовых условий.
Предметом правонарушения являются пестициды. Под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев, предуборочного подсушивания растений, состоящие из биологически активной пестицидной части, использование которой приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений.
3. Объективную сторону данного административного состава характеризуют действия или бездействие, состоящие в нарушении правил хранения, перевозки, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Комментируемая статья предусматривает ответственность за формальный состав административного правонарушения, то есть ответственность возникает независимо от наступления негативных последствий с момента совершения противоправных действий, охватываемых объективной стороной.
4. В качестве субъектов административных правонарушений могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Совершение рассматриваемого состава административного правонарушения возможно только с умышленной формой вины.
Следует отметить, что дела указанной категории рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органов транспортного контроля и надзора в зависимости от характера действий, составляющих объективную сторону правонарушения. Однако, в случае если будет установлена необходимость применения более строгого наказания, предусмотренного санкцией статьи, в виде административного приостановления деятельности, такое дело подлежит передаче на рассмотрение суду.
Следующий комментарий к статье 8.3 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 8.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с пестицидами и агрохимикатами. Состав правонарушения усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Пестициды в соответствии с Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ <26> представляют собой химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев, предуборочного подсушивания растений. Под агрохимикатами следует понимать удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных (ст. 1). Пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством РФ, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения (ст. 1, ч. 1 - ч. 3 ст. 3). Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению данных испытаний. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов включают в себя определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработку регламентов их применения; оценку опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработку гигиенических нормативов, санитарных норм и правил; экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов; экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ (ч. 1 - ч. 3 ст. 9, ч. 1, ч. 3 - ч. 4 ст. 12).
--------------------------------
<26> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; см. с изм. и доп.
3. Минсельхоз РФ, согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства РФ от 28 июня 2004 г. N 315 <27>, самостоятельно принимает нормативные правовые акты, регламентирующие порядок государственной регистрации селекционных достижений в животноводстве и семеноводстве, пестицидов и агрохимикатов, лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов (п. 5.2.5). Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 22 апреля 2002 г. N 421. Осуществление надзора за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов, а также регистрация объектов надзора в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 <28>, относится к полномочиям Россельхознадзора (п. 5.1.2, п. 5.3).
--------------------------------
<27> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2778; см. с изм. и доп.
<28> РГ. N 15. 2004. 15 июля.