Статья 8.1 КоАП РФ. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Текст статьи 8.1 КоАП РФ в новой редакции.

(наименование в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 8.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Целью введения рассматриваемой нормы в систему законодательства об административных правонарушениях является обеспечение соблюдения при производстве технологических работ по планированию, технико-экономическому обоснованию проектов, проектированию, размещению, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации различных объектов требований технологического порядка, направленного на охрану окружающей среды, соблюдение экологических требований.

Положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе и к отдельным специальным объектам.

По своей конструкции состав административного правонарушения, предусмотренный комментируемой статьей, является формальным, т.е. административная ответственность за него наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Следует отметить, что административная ответственность по рассматриваемой статье наступает в случае наличия всех необходимых признаков состава правонарушения, при условии что они не образуют состав преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение экологического законодательства при проведении вышеуказанных видов работ.

2. Объективную сторону изучаемого административного правонарушения составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В качестве проектирования в комментируемой статье понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия. Под размещением объектов подразумевается деятельность, направленная на пространственное определение месторасположения сооружения или иного объекта. Понятие строительства включает в себя создание, возведение на месте старых новых зданий, строений, сооружений. Под реконструкцией следует понимать изменение параметров объектов капитального строительства, составляющих их частей и качества инженерно-технического обеспечения. Существующая в строго определенной юридической форме процедура сдачи вновь возведенного или реконструированного объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами, в том числе и проверка документации, фактического состояния объекта, пробный запуск, введение в действие называются вводом в эксплуатацию. Под эксплуатацией же объекта понимается его использование в соответствии с существующим назначением.

3. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена в формах как умысла, так и неосторожности.

В качестве субъектов административной ответственности за совершение состава правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут выступать лица, уполномоченные в силу закона, договора или распоряжения на ведение работ с соблюдением экологических требований. Таким образом, в данной норме административного права закреплен специальный субъект правонарушения.

Следующий комментарий к статье 8.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 8.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ <16> размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34). Содержание экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов раскрывается в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 <17>.

--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; см. с изм. и доп.
<17> БНА. 2000. N 31.

3. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности формируются в процессе реализации экологического нормирования и технического регулирования. В систему экологических нормативов в РФ входят нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых концентраций химических и биологических вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней воздействия, нормативы санитарных и защитных зон, нормативы использования природных ресурсов, нормы радиационной безопасности и предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ <18> техническое регулирование в РФ осуществляется в форме разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, разработки и утверждения национальных стандартов и подтверждения соответствия (ст. 9, ст. 16, ст. 21 и ст. 23).

--------------------------------
<18> СЗ РФ. 2002. N 52 (часть 1). Ст. 5140; см. с изм. и доп.

Остались вопросы по ст 8.1 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 8.1 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.