Статья 7.2 КоАП РФ. Уничтожение или повреждение специальных знаков

Текст статьи 7.2 КоАП РФ в новой редакции.

(наименование дополнено с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ
1. Часть утратила силу с 20 марта 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

2. Уничтожение или повреждение скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий, специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам (абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

3. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Часть в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

4. Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 7.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Целью введения комментируемой статьи в состав КоАП РФ является в первую очередь охрана права собственности на землю независимо от формы такого права (частной, муниципальной, государственной). Кроме того, в рассматриваемых составах административного правонарушения, предусмотренных данной статьей, в качестве еще одной цели предусматривается обеспечение защиты от уничтожения или повреждения информационных знаков, средств наблюдения и контроля за состоянием природных объектов.

В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения за уничтожение специальных знаков выступают общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

Правонарушение, предусматриваемое ч. 1 комментируемой статьи, устанавливает административную ответственность за уничтожение межевых знаков границ земельных участков. Указанный состав административного правонарушения является материальным, т.е. ответственность за его совершение возникает с момента наступления общественно опасных негативных последствий.

Устанавливаемые по итогам определения на местности, а также в результате юридического оформления границ отведенного землепользования знаки межевания, используемые также при осуществлении деятельности по мониторингу земель, выступают в качестве предмета данного состава административного правонарушения.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, осуществляется только в форме действия, которое может выражаться в разрушении межевого знака путем его выкапывания, распиливания, совершения иных активных действий, направленных на разрушение такого знака.

При совершении рассматриваемого административного правонарушения субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Законодатель оформил состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, в виде альтернативных признаков предмета правонарушения в зависимости от области правоотношений (водопользование, недропользование, лесопользование, охрана животного мира и т.п.).

Следовательно, предмет правонарушения может быть обозначен различными терминами, используемыми в этих сферах.

Объективная сторона правонарушения может быть выражена только в виде действий, направленных на уничтожение или повреждение ограничительных обозначений или указанной в них информации, препятствующих определению границ участков, их контролю или учету.

В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за повреждение или уничтожение пунктов государственных геодезических сетей и стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, при этом установлен специальный способ их уничтожения путем сноса, рассматриваемый как дополнительный признак объективной стороны. Также в данной части установлена ответственность за нарушение режима охранной зоны стационарного пункта наблюдения.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, возможно как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

При этом субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица, обладающие правами на владение, пользование и распоряжение земельными участками, на которых располагаются указанные пункты государственных геодезических сетей либо стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

В ч. 4 комментируемой статьи введена административная ответственность за два самостоятельных состава, являющихся формальными, т.е. состоявшимися независимо от наступления негативных последствий. Одним из таких составов является неуведомление о действиях, направленных на снос пунктов государственных геодезических сетей и стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды. Данный состав административного правонарушения может быть совершен только в форме бездействия, т.е. несообщения, сокрытия указанной информации. Второй состав административного правонарушения состоит в отказе в предоставлении подъезда или прохода к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них соответствующих работ. Такой отказ может быть выражен как в письменном, так и в устном виде, но в обязательном порядке должен являться незаконным, то есть на субъект правонарушения нормативно-правовым актом должны быть возложены обязанности по обеспечению возможности доступа к указанным объектам.

Состав правонарушения может быть совершен как действием, так и бездействием, но только с умышленной формой вины.

Следующий комментарий к статье 7.2 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 7.2 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объект правонарушения - общественные отношения, регулирующие отношения собственности на землю и устанавливающие порядок пользования земельными участками. Предмет - специальные знаки или сооружения, устанавливаемые уполномоченными государственными органами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях, направленных на уничтожение, повреждение или снос специальных знаков.

Объективную сторону правонарушения, установленного ч. 1 комментируемой статьи, составляют противоправные действия, направленные на уничтожение межевых знаков.

Межевание земли - это мероприятие по определению местоположения и границ земельного участка на местности (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").

Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по "живым урочищам" и линейным сооружениям, совпадающим с границами земельного участка.

Пункты опорной межевой сети окапывают в виде круглых канав с внутренним диаметром 2,0 м, глубиной 0,3 м, шириной в нижней части 0,2 м и в верхней части 0,5 м. Над центром насыпается курган высотой 0,1 м.

В качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75 - 80 см, диаметром 5 - 7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 - 0,6 м.

Межевые знаки на поверхности без покрытия окапываются круглой канавой с внутренним диаметром 0,8 м, глубиной 0,2 м и шириной в нижней части 0,2 м.

При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Пункты опорной межевой сети (далее - ОМС) после закладки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью:

городской, поселковой или сельской администрации, если они построены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, если они находятся на его земельном участке.

Если пункт ОМС совмещен с межевым знаком, то он сдается на наблюдение за сохранностью всем собственникам, владельцам и пользователям размежевываемых земельных участков.

Административная ответственность за уничтожение межевых знаков границ земельных участков наступает как за их умышленное, так и за неосторожное уничтожение.

3. Ч. 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в зависимости от охраняемой сферы отношений: водопользование и охрана вод (уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ), лесопользование и охрана лесов (уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд), использование и охрана животного мира (уничтожение или повреждение знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания), особо охраняемые природные территории (уничтожение или повреждение лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий). Так, наблюдательные скважины постоянно собирают информацию о режиме вод; знаки санитарных зон и округов предупреждают о запрете хозяйственной деятельности. Маркшейдерские работы включают в себя: определение пространственного положения, размеров и форм тел полезных ископаемых, данных о горно-геометрической структуре и свойствах залежи, точное определение положения горных выработок и подземных сооружений по отношению к объектам земной поверхности; перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных выработок, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, транспортных путей, границ безопасного ведения горных работ; изучение и прогнозирование процессов сдвижения горных пород и земной поверхности, учет запасов и т.п. <14>.

--------------------------------
<14> См.: Правовой режим минеральных ресурсов. Словарь / Под ред. А.А. Арбатова, В.Ж. Аренса, А.Н. Вылежанина, Л.А. Тропко. М.: ООО "Геоинформцентр", 2002. С. 152.

Лесоустроительные знаки - опознавательные наземные устройства, размер и расположение которых определяется разрядом лесоустройства. Они устанавливаются: в пунктах пересечения квартальных просек и на границах лесных угодий (квартальные), поблизости от геодезических центров межевых знаков (граничные), при пересечении дорог, полос отчуждения и т.п. (указательные) и т.д.

4. Часть 3 комментируемой статьи особо выделяет ответственность за уничтожение пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды и за нарушение режима охранных зон таких пунктов. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" астрономо-геодезические, геодезические, нивелирные и гравиметрические пункты, наземные знаки и центры этих пунктов (далее - геодезические пункты), в том числе размещенные на световых маяках, навигационных знаках и других инженерных конструкциях и построенные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства. Снос наружных знаков или перезакладка центров геодезических пунктов проводятся только с разрешения федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии или его территориальных органов.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.

Положение об охранных зонах и охране геодезических пунктов утверждается Правительством РФ (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1170).

5. Часть 4 комментируемой статьи касается только собственников, владельцев и пользователей земельных участков, зданий и сооружений, на которых размещены пункты, перечисленные в ч. 3. Эти лица отвечают:

за неуведомление соответствующего госоргана о том, что пункт геодезических сетей (стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды) поврежден, уничтожен или снесен;

за отказ предоставить возможность подойти или подъехать к такому пункту, чтобы провести наблюдение и другие работы. Такой отказ может выражаться в любой форме - действие или бездействие, т.к. собственники, владельцы или пользователи земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 комментируемой статьи, обязаны обеспечить возможность доступа к указанным объектам.

6. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

7. С субъективной стороны указанные деяния характеризуются виной в форме умысла или неосторожности.

Остались вопросы по ст 7.2 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 7.2 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.