Текст статьи 7.16 КоАП РФ в новой редакции.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.
Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 7.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ к землям историко-культурного назначения относятся земли памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия; земли достопримечательных мест, в т.ч. мест бытования исторических промыслов, производства и ремесел; земли военных и гражданских захоронений. Указанные земли должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого без соблюдения установленного действующим законодательством порядка не допускается.
2. В качестве объекта правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают отношения по использованию и охране земель.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленного законодательством РФ порядка использования земель историко-культурного назначения путем незаконного отвода земельных участков на землях указанной выше категории.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется исключительно прямым умыслом.
3. Комментируемой статьей предусматривается специальный субъект, в качестве которого могут выступать должностные лица исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков, поскольку именно на них возложены обязанности по отводу земельных участков, в том числе и историко-культурного назначения.
Следующий комментарий к статье 7.16 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 7.16 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Объект правонарушения - общественные отношения, складывающиеся в сфере собственности на особо охраняемые земли историко-культурного назначения и установленный порядок их использования.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов являются самостоятельной категорией земель. Ранее земли данной категории выделялись в земельном законодательстве под названием "земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения". ЗК РФ сохранил эту категорию земель, но изменил ее название.
В юридической литературе землями особо охраняемых территорий принято считать земли любых территорий, подлежащих особой охране.
Земли особо охраняемых территорий полностью или частично изымаются из хозяйственного использования и оборота - для них устанавливается особый правовой режим. Особо охраняемые территории и объекты так названы по той причине, что для них установлен особый режим использования и охраны.
Пункт 1 ст. 99 ЗК определяет виды земель историко-культурного назначения:
- памятники истории и культуры;
- достопримечательные места.
Основной вид земель историко-культурного назначения - это земли объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в т.ч. объектов археологического наследия.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ. Здесь культурным наследием названы только памятники истории и культуры.
В Основах законодательства РФ о культуре от 09.10.92 N 3612-1 предусматривается, что культурное наследие народов РФ включает в себя материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Эта норма помимо памятников истории и культуры требует считать культурным наследием и ряд иных объектов, в т.ч. историко-культурные территории.
Таким образом, законодатель использует понятия "объекты культурного наследия", "объекты историко-культурного наследия", "объекты исторического наследия", однако из вышеизложенного следует вывод о том, что эти понятия не совсем идентичные.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Они могут находиться в собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности, частной собственности.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в действиях по незаконному отводу земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
3. Субъекты данного правонарушения - должностные лица, в обязанности которых входит отвод земельных участков.
4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла.