Текст статьи 5.53 КоАП РФ в новой редакции.
Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 июня 2005 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ)
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 5.53 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Комментируемая статья является первой из пяти (ст. ст. 5.53 - 5.55; 14.29; 14.30), предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о кредитных историях. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный законом порядок формирования, хранения и использования кредитных историй.
Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях". Соблюдение этого порядка является гарантией конфиденциальности соответствующей информации, составляющей кредитную историю, и способствует своевременному исполнению заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), усилению защищенности кредиторов и заемщиков, повышению эффективности работы кредитных организаций.
Основные положения данного порядка заключаются в следующем. Кредитная история включает информацию о заемщике (кредиторе), состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и которая хранится в бюро кредитных историй.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ источники формирования кредитной истории (банки, другие кредитные организации, являющиеся заимодавцами, кредиторами) представляют всю имеющуюся информацию, составляющую кредитную историю, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Причем такая информация предоставляется в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Обычно такое согласие заемщика банки (кредитные организации) получают при заключении с ним договора займа (кредита).
Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее 10 дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события).
Важнейшей частью кредитной истории является кредитный отчет - это документ, который содержит информацию о заемщике и заключенном им договоре займа (кредита) и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с законом (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).
Государственный реестр бюро кредитных историй - это открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр уполномоченным государственным органом.
Бюро кредитных историй обеспечивает защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством.
Бюро кредитных историй, его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, как раз и состоит в нарушении установленного порядка получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю.
Данное административное правонарушение следует отграничивать (прежде всего, по объективной стороне) от правонарушений, предусмотренных ст. 5.55 (непредоставление кредитного отчета), ст. 14.29 (незаконное получение или предоставление кредитного отчета) и ст. 14.30 (нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю) КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, совершается только путем действий. Потенциальный виновник, например, передает информацию (сведения), составляющую чью-то кредитную историю, (в электронном или бумажном виде) конкретному физическому или юридическому лицу без какого-либо запроса или разглашает ее неопределенному кругу лиц (через СМИ или в ходе частных бесед) и т.п.
Правонарушение считается оконченным с момента первого факта передачи (разглашения), получения информации, входящей в кредитную историю. Состав правонарушения считается формальным, наступление каких-либо вредных последствий от совершенных правонарушающих действий не охватывается объективной стороной данного деяния.
3. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут являться и граждане, незаконно получившие или распространившие указанную информацию (например, рядовые сотрудники банка), так и должностные лица (например, руководители бюро кредитных историй). Субъектом ответственности может стать и юридическое лицо (например, тоже бюро кредитных историй или банк либо иная кредитная организация).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (например, если работник банка, желая проявить свою осведомленность, неосторожно разглашает знакомым информацию, входящую в чью-то кредитную историю).
Согласно диспозиции комментируемой статьи одним из условий привлечения виновного лица к административной ответственности является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления. Однако следует заметить, что в действующем УК РФ пока не предусмотрена уголовная ответственность за такого рода нарушения законодательства о кредитных историях.
Протокол об административном правонарушении по данной статье может составить уполномоченное должностное лицо Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).
Следующий комментарий к статье 5.53 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 5.53 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Отношения, связанные с порядком формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируются Федеральным законом "О кредитных историях", который был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. В настоящее время Федеральный закон "О кредитных историях" действует в редакции, установленной Федеральным законом от 21.07.2005 N 110-ФЗ.
Статья 3 указанного Закона определяет кредитную историю как информацию, состав которой определен законом и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.
Статья 4 указанного Закона определяет состав информации, составляющей кредитную историю соответственно физических и юридических лиц. Отдельно указана информация, составляющая закрытую часть кредитной истории.
Законом закрепляется обязанность кредитных организаций представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Такая информация представляется только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Согласие заемщика на представление информации в бюро кредитных историй может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия.
Бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории в течение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй).
Законом определен исчерпывающий перечень случаев предоставления информации, составляющей кредитную историю. Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет:
1) пользователю кредитной истории - по его запросу;
2) субъекту кредитной истории - по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей;
3) в Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;
4) в суд по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.
Объективную сторону данного правонарушения образуют любые действия, направленные на незаконное получение или распространение информации, составляющей кредитную историю. В этой связи субъектом правонарушения могут быть не только должностные лица, но и граждане, совершившие указанное деяние.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.