Текст статьи 5.51 КоАП РФ в новой редакции.
(Утратила силу - Федеральный закон от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.)
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 5.51 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. В комментируемой статье предусмотрена административная ответственность за нарушение одного из правил действующего законодательства, регулирующего изготовление агитационных печатных материалов. Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект - отношения по проведению предвыборной агитации с помощью печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Непосредственный объект данного правонарушения, судя по диспозиции комментируемой статьи, - установленное законом правило (требование) об обязательности заблаговременного опубликования изготовителями печатных агитационных материалов сведений о размере и других условиях их оплаты.
Это требование установлено п. 1.1 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (инициативным и иным группам участников референдума) равные условия оплаты изготовления таких материалов.
В этих целях законодателем предписано, что сведения о размере и других условиях оплаты работ по изготовлению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей полиграфической организацией не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию (комиссию референдума), организующую проведение соответствующих выборов (референдума).
В комментируемой статье речь идет о нарушении требования закона о предварительном опубликовании условий оплаты изготовления печатных агитационных материалов. Другие правила изготовления, выпуска и распространения как печатных, так и иных агитационных материалов, предусмотренные п. п. 1 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), в случае нарушения становятся объектом правонарушений, предусмотренных ст. 5.12 КоАП РФ.
2. Обычно организации и предприниматели, желающие во время избирательной кампании (кампании референдума) выполнять работы (оказывать услуги) по изготовлению агитационной продукции по заказам кандидатов и избирательных объединений, публикуют свои рекламные сообщения (проспекты, объявления) с указанием видов предлагаемых работ (услуг) и их цены (стоимости) за единицу продукции (агитационных материалов).
Объективная сторона правонарушения заключается в выполнении организацией (имеющей статус юридического лица) или индивидуальным предпринимателем работ (или предоставлении услуг) по изготовлению печатных агитационных материалов без предварительного (до момента начала работ) опубликования сведений о размере (то есть о цене, стоимости)и других условиях оплаты (например, о форме оплаты) изготовления агитационных материалов.
Оконченным правонарушение считается с момента начала выполнения указанных работ (услуг) по заказу (договору) кандидата или иного лица. Наступления каких-либо негативных последствий для решения вопроса о наличии в совершенных действиях состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение совершается только в форме действий (осуществления работ, оказания услуг без предварительного выполнения требований закона) по изготовлению агитационной печатной продукции.
3. Судя по диспозиции комментируемой нормы, субъектами правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели. Организации как субъекты административной ответственности выступают в статусе юридических лиц. Чаще всего изготовителями агитационных материалов являются типографии, издательства и другие полиграфические организации разных организационно-правовых форм.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то, обращаясь к примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, можно сделать вывод, что они несут ответственность по комментируемой статье как должностные лица, поскольку иное Кодексом не установлено.
4. Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).
Следующий комментарий к статье 5.51 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 5.51 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Об агитационных печатных материалах, о правилах их изготовления, распространения см. комм. к ст. 5.10, 5.12 и 5.14.
Согласно п. 1.1 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (выполнение организацией, индивидуальным предпринимателем работ или оказание ими услуг).
Субъекты правонарушения - организации, индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона - умысел или неосторожность.