Статья 5.46 КоАП РФ. Подделка подписей избирателей, участников референдума

Текст статьи 5.46 КоАП РФ в новой редакции.

Подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ)

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.46 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов (выдвижением инициативы проведения референдума) на основе собранных подписей избирателей (участников референдума). Непосредственный объект - установленный законом порядок сбора подписей избирателей (участников референдума) в поддержку кандидатов, списка кандидатов (инициативы проведения референдума).

Названный порядок устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. ст. 37, 38), другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах. Этот порядок включает в себя правила сбора подписей, заполнения и заверения подписных листов с подписями избирателей (участников референдума), представления их в избирательную комиссию (комиссию референдума) и проведения проверки для последующего принятия решения о регистрации (либо об отказе в регистрации) кандидатов, списка кандидатов (инициативы проведения референдума).

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности изготавливаются и оформляются по форме, установленной соответствующим федеральным законом, законом субъекта РФ о выборах. Аналогично регулируется вопрос об изготовлении и оформлении подписных листов для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При заполнении подписного листа в ходе сбора подписей в его соответствующих графах указываются фамилия, имя, отчество избирателя (участника референдума), год рождения, адрес места жительства, серия, номер паспорта (или документа, заменяющего паспорт). Подпись и дату ее внесения избиратель (участник референдума) ставит собственноручно (п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При заверении подписного листа сборщиком подписей или иным уполномоченным лицом помимо подписи и даты на листе указываются также необходимые персональные данные этого лица (п. п. 12, 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей (участников референдума), оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях (участниках референдума) и их подписей.

Обычно такая проверка подписей и правильности оформления подписных листов осуществляется членами избирательной комиссии (комиссии референдума), иногда в формате созданной рабочей группы. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты (например, почерковеды, графологи) из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, специалисты военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства (например, Федеральной миграционной службы РФ), а также иных государственных органов. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (участниках референдума) по решению избирательной комиссии субъекта РФ может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (участников референдума) (п. 3.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Именно они могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (участниках референдума) и их подписей (п. п. 3, 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Наличие недостоверных подписей может свидетельствовать об их подделке.

2. Объективную сторону правонарушения составляет одно из двух противоправных действий, выявленных в ходе проверки, а именно:

- подделка подписей. Под подделкой подписей избирателей (участников референдума) понимается выполнение подписей от имени одного лица другим лицом. Подделка обычно сопровождается внесением в подписной лист записей (сведений, персональных данных) за других лиц, в том числе о фамилии, имени, отчестве, годе рождения, адресе места жительства, паспортных данных (серия и номер) - как достоверных (если имелась какая-либо база данных об избирателях), так и недостоверных вымышленных сведений о несуществующих избирателях (участниках референдума);

- заверение (т.е. удостоверение) заведомо подделанных подписей (подписных листов). Заведомая поддельность подписей означает, что лицо, заверявшее подписи, знало (или должно было знать) о такой подделке (например, о том, что подписи вписаны одним и тем же лицом или одним и тем же почерком, внесены с недостоверными сведениями).

Данное правонарушение может быть совершено только путем действий. Оконченным правонарушение считается с момента подделки хотя бы одной или нескольких подписей.

3. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть:

- лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей (участников референдума), т.е. сборщик подписей - таковым может быть любой гражданин, достигший к моменту сбора подписей 18 лет (п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ);

- лицо, уполномоченное на заверение подписных листов с подписями избирателей (участников референдума). Во-первых, согласно закону это сам сборщик подписей (см. п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), во вторых - кандидат или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума (п. 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Лицами, заверяющими подписные листы, могут быть также официальные представители политических партий (избирательных объединений), которые уполномочены на это специальным решением (п. 16 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Состав правонарушения формальный. Наступление каких-либо вредных последствий не охватывается его объективной стороной: важен сам факт подделки (заверки) подписей (подписных листов).

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом (невозможно по неосторожности подделывать подписи), а в случае заверения подделанных подписей не только умыслом, но и неосторожностью.

Административная ответственность наступает, если указанные действия (подделка подписей и (или) их заверение) не содержат состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ. Уголовная ответственность за подобные действия наступает только в случае, если деяние совершено при следующих обстоятельствах (условиях):

- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- соединено с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения;

- с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения;

- повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.46 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.46 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Действующее законодательство закрепляет порядок сбора подписей избирателей, участников референдума, проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, и выявления в ходе нее недостоверных и недействительных подписей и т.д.

Объективную сторону правонарушения составляют следующие действия: подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума; заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом.

Субъективная сторона характеризуется в случае подделки подписей - умыслом, в случае заверения подделанных подписей - умыслом или неосторожностью.

Согласно комментируемой статье если вышеперечисленные действия содержат признаки уголовно наказуемого деяния, то оно квалифицируется по ч. 2 ст. 142 УК РФ.

Остались вопросы по ст 5.46 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.46 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.