Статья 5.32 КоАП РФ. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах

Текст статьи 5.32 КоАП РФ в новой редакции.

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.32 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются трудовые права граждан, гарантируемые трудовым законодательством. Непосредственный объект этого правонарушения - установленный законом порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров (в том числе с использованием примирительных процедур).

Данный порядок урегулирован нормами гл. 61 ТК РФ (ст. ст. 398 - 418), он состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. ст. 401 - 404 ТК РФ).

В ст. 399 (ч. 2) ТК РФ сказано, что требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным на разрешение коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении он сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения данных требований (ст. 400 ТК РФ). Также работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) для выдвижения требований и не вправе препятствовать его проведению (ч. 4 ст. 399 ТК РФ).

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах, в том числе от создания примирительной комиссии и участия в ее работе (ч. 4 ст. 401, ч. 4 ст. 402 ТК РФ). Уклонение от участия в примирительных процедурах в соответствии со ст. 406 ТК РФ может влечь привлечение другой стороной к разрешению спора посредника, а затем трудового арбитража.

Кроме того, как установлено ст. 416 (ч. 1) ТК РФ, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах (в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению), привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности в порядке, который установлен законом. Административная ответственность за данные правонарушения установлена комментируемой статьей.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть выражена как в действиях (когда потенциальный виновник препятствует работе собрания работников, например, путем отключения освещения, выдворения участников с помощью охранников и т.п.), направленных на создание препятствий проведению собрания (конференции) работников, так и в бездействии (например, когда потенциальный виновник не является для участия в примирительных процедурах и т.п.).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных действий или истечения срока, установленного для получения требований работников и участия в примирительных процедурах (бездействие).

3. Судя по диспозиции комментируемой статьи, субъектом данного правонарушения является только работодатель (или его представитель), причем как физическое лицо. Юридическое лицо (организация) не является субъектом ответственности за данное правонарушение (см. комментарий к ст. 5.28 КоАП РФ).

Субъективная сторона данного правонарушения - уклонение работодателя (или его представителя) от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах - характеризуется умышленной виной.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная служба по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, должностные лица которой и рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.32 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.32 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с трудовыми, - общественные отношения по разрешению коллективных трудовых споров. Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Статья 37 Конституции РФ в числе основных трудовых прав работника называет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров регламентируется трудовым законодательством (главы 60, 61 Трудового кодекса). Ранее действовал Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Однако Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ он был признан утратившим силу.

Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, а по характеру спора - на исковые и неисковые. К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов и трудовых договоров. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, то есть предъявляет иск. Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами. К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда. Коллективный трудовой спор в отличие от индивидуального не носит искового характера и не связан с нарушением трудовых прав работника. Поэтому такие споры разрешаются в особой процессуальной форме - путем проведения примирительных процедур.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие) работодателя, направленные на уклонение от разрешения коллективного трудового спора.

Такие деяния могут выражаться в уклонении от получения требований работников. Требования, выдвинутые работниками или представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на общем собрании работников или на конференции. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Эти требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения указанных требований. Действия работодателя, направленные на уклонение от получения соответствующих требований, влекут административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей.

Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

При этом на работодателя возлагается обязанность предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не препятствовать его проведению. Непредоставление соответствующего помещения или создание препятствий проведению общего собрания или конференции также образует объективную сторону данного правонарушения.

Трудовое законодательство предусматривает следующие способы (этапы) разрешения коллективного трудового спора:

рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;

рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При этом обязательной процедурой является рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Обязанностью работодателя является создание необходимых условий для работы примирительной комиссии.

Таким образом, уклонение работодателя от создания примирительной комиссии, а равно необеспечение ее работы (например, непредоставление специального помещения, оргтехники и т.п.) образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Согласно ст. 402 ТК РФ коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника или создании трудового арбитража.

В отличие от примирительной комиссии эти процедуры по общему правилу не носят обязательного для сторон характера, поэтому отказ работодателя от приглашения посредника или создания трудового арбитража не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности. В случае такого отказа работники могут начать забастовку.

Однако в тех случаях, когда проведение забастовки законом запрещено, создание трудового арбитража является обязательным, и его решение имеет для сторон обязательную силу. Такие случаи предусмотрены ст. 413 Трудового кодекса. Например, не допускаются забастовки в периоды введения военного или чрезвычайного положения, в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), и т.п.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Отказ работодателя от создания трудового арбитража в этих случаях образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Субъектом данного правонарушения являются работодатели либо их представители. В том числе ими могут быть объединения работодателей (см. комментарий к ст. 5.28).

С субъективной стороны данное деяние может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Остались вопросы по ст 5.32 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.32 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.