Статья 5.24 КоАП РФ. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов"

Текст статьи 5.24 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные установлением итогов голосования и определением результатов выборов (референдума). Непосредственный объект - установленный законом порядок подсчета голосов, обработки итогов голосования, определения результатов выборов (референдума), составления протокола об итогах голосования.

Такой правовой порядок подробно и детально определяется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (см. п. п. 1 - 36 ст. 68, п. п. 1 - 9 ст. 69, п. п. 1 - 11 ст. 70), другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении деяний, нарушающих установленный порядок подсчета голосов, обработки и подведения итогов голосования и определения результатов выборов (референдума). Потенциально нарушений установленной законом процедуры подсчета голосов, установления итогов голосования и составления протокола, определения результатов выборов (референдума), состоящей из строго и последовательно выполняемых действий, может быть много. Вот лишь некоторые из возможных процедурных нарушений в этой сфере:

- установление итогов голосования начинается не с подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, а с подсчета бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования;

- подсчет голосов производится без оглашения отметок в бюллетенях и соответствующего оформления итогов голосования в увеличенной форме протокола (которая должна быть вывешена для обозрения всех присутствующих на участке лиц);

- не погашаются перед началом подсчета голосов неиспользованные бюллетени для голосования;

- не вывешивается и (или) не заполняется последовательно увеличенная форма протокола об итогах голосования;

- протокол участковой комиссии об итогах голосования заполняется карандашом;

- после подписания протокола участковой комиссии об итогах голосования его второй экземпляр не вывешивается для всеобщего обозрения;

- первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования не направляется незамедлительно в вышестоящую избирательную комиссию (комиссию референдума) и др.

Подобные действия могут быть следствием упрощенного подхода к соблюдению четко урегулированной процедуры подсчета голосов и установления итогов голосования или результатом недостаточного знания законодательства о выборах и референдуме в этой части и т.п. В таких случаях отдельные нарушения, как правило, не приводят к неправильному подсчету голосов избирателей, искажению их волеизъявления, к фальсификации итогов голосования, к неправильному определению результатов выборов (референдума).

Но, к сожалению, как свидетельствует практика, нередко такие нарушения совершаются умышленно, в целях искажения волеизъявления избирателей (участников референдума), фальсификации итогов голосования и, естественно, результатов выборов (референдума) в целом. Такие действия могут образовывать состав преступления и повлечь для виновных уголовную ответственность по ст. 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования).

2.1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, касается нарушения урегулированного порядка составления протоколов голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов". Основания и правила повторного подсчета (пересчета) голосов и составления названных протоколов установлены п. 32 ст. 68 и п. п. 8, 9 ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Состав правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут образовывать разные по форме и содержанию действия или бездействие со стороны организаторов выборов (референдума):

- правонарушающие действия (когда, например, нарушается императивная правовая норма о недопустимости заполнения протокола об итогах голосования карандашом);

- действия ненадлежащего характера (когда, например, подсчет голосов осуществляется без оглашения имеющихся в бюллетенях отметок о голосовании);

- бездействие (например, когда не вывешивается на стене в помещении для голосования увеличенная форма протокола).

Оконченным правонарушение считается с момента совершения упомянутых выше действий (бездействия).

3. Субъект данного правонарушения специальный - председатель и иные члены избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса. Это лица, специально уполномоченные на осуществление подсчета голосов, установление итогов голосования и составление соответствующего протокола. Согласно Закону такими полномочиями наделены только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (включая председателя, заместителя и секретаря) (п. п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Что касается нарушения порядка определения результатов выборов (референдума), то это могут совершать члены других (т.е. вышестоящих) избирательных комиссий (комиссий референдума). В зависимости от уровня или вида выборов (референдумов) это члены (с правом решающего голоса) окружных, территориальных комиссий или комиссий, организующих и проводящих выборы (референдумы) - комиссий муниципальных образований (поселков, городов, районов и т.п.), комиссий субъектов РФ, Центральной избирательной комиссии РФ.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения может выражаться в умышленной форме вины (в форме косвенного умысла). При наличии доказанного прямого умысла на искажение волеизъявления избирателей (участников референдума) и фальсификацию итогов голосования, результатов выборов (референдума) указанные правонарушающие действия могут образовать состав преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ ("Фальсификация итогов голосования").

Следующий комментарий к статье 5.24 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.24 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. подробно регламентирует порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном конституционном законе 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" (глава 10), в Федеральных законах "О выборах Президента Российской Федерации" 2003 г. (ст. 72 - 76), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 2005 г. (ст. 80 - 85), "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" 1996 г. (ст. 37 - 39 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

2. Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи составляют действия (бездействие), а именно нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов".

Субъект правонарушения - председатель или члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума.

Остались вопросы по ст 5.24 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.24 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.