Статья 5.1 КоАП РФ. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Текст статьи 5.1 КоАП РФ в новой редакции.

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за одно из нарушений, посягающих на права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, гарантируемые Конституцией РФ и федеральными законами. Данная статья является первой в числе 34 статей (ст. ст. 5.1, 5.3 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58) гл. 5 КоАП РФ, содержащих составы разнообразных нарушений законодательных норм в сфере отношений по проведению выборов и референдумов. Установленная в этих статьях юридическая ответственность направлена на защиту избирательных прав и права на участие в референдуме.

Юридическое определение избирательных прав граждан дано в ст. 2 (п. 28) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - это конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ. Соответственно, право на участие в референдуме (п. 51 указанной статьи) - это право граждан голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума. К числу упомянутых в Законе "других избирательных действий" (действий по подготовке и проведению референдума) относится и право на ознакомление со списком избирателей (участников референдума).

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), выступающего одной из гарантий более широкого права гражданина на участие в выборах и референдуме. Практически реализовать это право гражданин может только будучи включенным в установленном порядке в список избирателей (участников референдума).

Порядок и условия осуществления данного права, защищаемого комментируемой статьей, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 17), а также применительно к тем или иным выборам - Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. ст. 26 - 28), Федеральным законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. ст. 15 - 17), Федеральным законом от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 9), законами субъектов РФ о выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Что касается осуществления гражданином права на ознакомление со списком участников референдума, то это регулируется ст. ст. 42 - 44 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (применительно к федеральному референдуму), законами субъектов РФ о региональных и о местных референдумах.

3. Списки избирателей (участников референдума) - это документ, составляемый по установленной Центральной избирательной комиссией РФ форме, на основании которого при предъявлении паспорта гражданин получает бюллетень и может принимать участие в голосовании на выборах (или референдуме). Основные положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 17), относящиеся к осуществлению гражданином права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), т.е. применительно к комментируемой статье, заключаются в следующем.

Списки избирателей (участников референдума) составляются избирательными комиссиями (комиссиями референдума) отдельно по каждому избирательному участку (участку референдума) на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей (участников референдума), которая функционирует в соответствии с одноименным Положением, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 06.11.1997 N 134/973-П.

Гражданин включается в список избирателей (участников референдума) только на одном избирательном участке (участке референдума). В списке должны быть указаны данные об избирателях (участниках референдума) - фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства.

Основанием для включения гражданина в список избирателей (участников референдума) на конкретном избирательном участке (участке референдума) является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральным или иным законом - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у него активного избирательного права, права на участие в референдуме), либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 15 ст. 17) предписано, что после составления и подписания председателем и секретарем комиссии список избирателей (участников референдума) представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения данных за 10 дней до дня выборов (референдума).

Прежде всего, в этот период времени гражданин, обладающий активным избирательным правом (правом на участие в референдуме), вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей (участников референдума), о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей (участников референдума) (п. 16 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Естественно, это предполагает реальную возможность для ознакомления гражданина со списком избирателей (участников референдума). В то же время следует с сожалением заметить, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ непосредственно и конкретно права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) не закрепляет.

В течение 24 часов (а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования) участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы. По результатам рассмотрения заявления и представленных гражданином документов участковая избирательная комиссия обязана немедленно устранить ошибку или неточность в списках избирателей (участников референдума) либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина в список избирателей (участников референдума) может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. Отказ выдать гражданину заверенную копию решения участковой комиссии (либо письменный ответ о причине отклонения его заявления) также может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд. Возможность судебной защиты активного избирательного права, в частности, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 14).

В то же время следует иметь в виду, что гражданин не вправе требовать от участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) предоставления ему списка избирателей (участников референдума) для ознакомления со сведениями о годе (дате) рождения и адресе места жительства других избирателей (участников референдума). Согласно ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" такие сведения относятся к персональным данным и их обработка (в том числе использование, уточнение и др.) возможна только с согласия субъекта персональных данных (физического лица), т.е. самого гражданина.

4. Субъекты данного правонарушения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Однако по смыслу статьи таковыми могут быть те, кто в соответствии с законом осуществляет свои полномочия по подготовке и проведению выборов (или референдума) с использованием списка избирателей (участников референдума) в последние 10 дней до дня голосования. Это члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой или заявлением об ознакомлении со списком и получил отказ в этом, или который нарушил установленный законом срок рассмотрения поступившего заявления, или отказавший гражданину в выдаче письменного ответа о причине отклонения его заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума).

5. Субъективная сторона данного правонарушения заключается в том, что оно может быть совершено как правило, умышленно, но иногда и по неосторожности (например, если член избирательной комиссии забыл в установленный срок рассмотреть заявление гражданина). Если в ходе проверки жалобы будет установлено, что правонарушающие действия члена комиссии умышленно были направлены на то, чтобы воспрепятствовать свободному осуществлению гражданином своего избирательного права (права на участие в референдуме) и в связи с этим гражданин не смог принять участие в выборах, то это может послужить основанием для возбуждения уголовного дела в связи с обнаружением признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

6. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, составляют противоправные действия (или бездействие) членов участковой комиссии, осуществляемые в нарушение установленных для них законом полномочий. Согласно диспозиции статьи эти действия (бездействие) выражаются:

- в нарушении права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), т.е. в отказе в предоставлении гражданину списка для визуального осмотра его страницы со сведениями (или возможными персональными данными) о гражданине;

- в нерассмотрении заявления гражданина о неправильности в списке избирателей (участников референдума) в установленный законом срок;

- в отказе выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения его заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, а также рядом других статей (ст. ст. 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58) гл. 5 КоАП РФ, возбуждаются (что следует из ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) прокурором путем вынесения постановления. Рассматривается это дело (как и многие другие по статьям из гл. 5 КоАП РФ) мировыми судьями. Лишь в случае, когда по делу проводится административное расследование, оно рассматривается судьей районного (городского) суда (ст. 23.1 КоАП РФ). Для рассмотрения дела судьей и обжалования судебного постановления законом установлен 5-дневный срок.

Следующий комментарий к статье 5.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Нормы главы 5 КоАП РФ (ст. 5.1 - 5.25) направлены на защиту избирательных прав российских граждан. Объектом этого вида правонарушений являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан и правом на участие в референдуме.

Списки избирателей - это избирательный документ, определяющий круг лиц, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Составляется по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в алфавитном или ином порядке. В нем указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес места жительства гражданина.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

При этом в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум, если такое право им предоставлено на основании международного договора Российской Федерации.

Списки составляются в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума и его дополнительного уточнения.

Право на ознакомление со списками избирателей, участников референдума выступает важнейшей гарантией российских граждан на участие в выборах и референдуме. Оно предусмотрено Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ст. 44), Федеральными законами от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 17), от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 28), от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с послед. изм.) (ст. 17), "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 9).

Вышеперечисленные нормативные акты предусматривают информационное обеспечение выборов, референдума. Реализация комментируемого права основана на нормах Конституции РФ, регламентирующих право каждого на информацию (ст. 29), обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Право на доступ к информации предусмотрено также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ст. 8).

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. предоставляет российскому гражданину право обращаться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. На участковую комиссию возложена обязанность в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение из списка после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении в список на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина РФ из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин РФ вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список на соответствующем участке.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие членов участковой комиссии.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25 Кодекса, возбуждаются прокурором.

Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в т.ч. ст. 5.1 - 5.26 КоАП РФ, судьи (мировые судьи и судьи районных судов) (ст. 23.1 КоАП РФ).

Остались вопросы по ст 5.1 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.1 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.