Текст статьи 23.48 КоАП РФ в новой редакции.
1. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.4, 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.9, статьей 14.9.1, частью 6 статьи 14.24, статьей 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3-5 статьи 14.38, статьями 14.40-14.42, частями 2.1-2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 98-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 197-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 438-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 250-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ).
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33 настоящего Кодекса;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 197-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ.
3) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 404-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 23.48 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Федеральная антимонопольная служба - ФАС России обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства с их стороны; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, указанная Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может явиться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях; за соблюдением установленных законодательством требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий и требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках, за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и т.п.
Федеральная антимонопольная служба проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах. Выдает предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), органами исполнительной власти и местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе.
Федеральная антимонопольная служба вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ.
2. Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
Территориальный орган ФАС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной антимонопольной службы (Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы").
Территориальный орган имеет право:
- рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания;
- применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа;
- в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы и т.п.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени ФАС России вправе руководитель указанной Службы и его заместители, а также руководители территориальных органов указанной Службы и их заместители.
Компетенция указанных должностных лиц применительно к конкретным составам административных правонарушений определена в ч. 1 комментируемой статьи. Однако в Кодексе не распределены полномочия по рассмотрению дел между соответствующими должностными лицами на федеральном и территориальном уровнях. В этом случае, на наш взгляд, нужно руководствоваться ч. 3 ст. 22.2 КоАП РФ (см. комментарий к этой статье).
Должностные лица ФАС России, помимо протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Согласно Приказу ФАС России от 05.05.2005 N 85 "О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях на бланке ФАС России в праве начальники (их заместители) структурных подразделений, начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России.
Следующий комментарий к статье 23.48 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 23.48 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба. Ее статус определен Положением о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331) (с изменениями от 27 октября, 28 ноября 2006 г.). Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.