Текст статьи 23.22 КоАП РФ в новой редакции.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 мая 2012 года Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 44-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков), статьей 7.3, статьей 7.4 (в части застройки площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования участками недр), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения условий лицензии на региональное геологическое изучение, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации), статьей 8.18 (в части нарушения правил проведения ресурсных исследований), статьей 8.19, статьей 8.20 (в части незаконной передачи минеральных ресурсов) настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
3) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;
4) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;
5) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
6) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;
7) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 23.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Государственный геологический контроль в пределах своей компетенции осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Кроме того, геологический контроль осуществляют и органы государственной власти субъектов РФ. На Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) возложен контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Функции федеральных органов исполнительной власти в сфере геологического контроля определены Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Руководители Федеральной службы и руководители ее территориальных органов являются должностными лицами, осуществляющими государственный геологический контроль.
2. Функции Росприроднадзора по осуществлению государственного геологического контроля касаются соблюдения недропользователями требований законодательства, определяющих порядок изучения рационального использования и охраны недр; выполнения требований лицензий на пользование участками недр, наличия технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, а также ряда других требований, перечисленных в упомянутом выше Положении.
Должностные лица Росприроднадзора, осуществляющие геологический контроль, одновременно по должности являются:
- руководитель Росприроднадзора и его заместители, а также руководитель подразделения центрального аппарата, ведающие вопросами данного контроля, - главным государственным инспектором РФ по геологическому контролю и его заместителями;
- заместитель руководителя указанного выше подразделения - старшим государственным инспектором РФ по геологическому контролю;
- начальники отделов, их заместители, главные специалисты указанного выше подразделения - государственными инспекторами РФ по геологическому контролю.
Руководители территориальных органов Росприроднадзора, их заместители одновременно являются главными государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории, их заместителями. Начальники отделов государственного геологического контроля указанных территориальных органов Росприроднадзора являются старшими государственными инспекторами, а главные и ведущие специалисты этих органов - государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории. Все перечисленные должностные лица являются субъектами административной юрисдикции по комментируемой статье.
Полномочия должностных лиц в сфере геологического контроля перечислены в упомянутом выше Положении.
Порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы актов проведения проверок и предписаний устанавливаются МПР России.
Функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере геологического контроля ныне определены Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, которое внесло существенные изменения в Положение о Ростехнадзоре. Это - надзор за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, и надзор в сфере охраны недр.
В Положении о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр подчеркнуто, что взаимоотношения Росприроднадзора и Ростехнадзора с иными контрольными органами при осуществлении государственного геологического контроля регулируются соответствующими соглашениями (п. 5 Положения).
Статьи 8.17 - 8.20, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, предусматривают возможность применения в качестве меры административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения. Согласно ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может назначаться только судьей. Поэтому в случаях, когда должностные лица геологического контроля при рассмотрении дела придут к выводу о необходимости применения наряду со штрафом и конфискации предмета, они должны передать рассмотрение такого дела судье.
Следующий комментарий к статье 23.22 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 23.22 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с послед. изм.) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293) государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами;
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:
а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);
б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр;
в) наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации;
г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;
е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;
ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
з) соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет во взаимодействии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственный геологический контроль по следующим вопросам:
а) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки на государственный баланс и списания с государственного баланса запасов полезных ископаемых;
б) предотвращение самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
в) ликвидация в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.
Более подробно о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования см. комментарий к ст. 23.21.