Текст статьи 23.10 КоАП РФ в новой редакции.
(наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ
1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его заместители;
2) руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители;
3) начальники управлений, их заместители;
4) начальники служб и отрядов, их заместители;
5) начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители;
6) старшие государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
7) начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители;
8) начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов;
9) государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
10) командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров);
11) начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители;
12) государственные участковые инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
13) начальники подразделений процессуальной деятельности, их заместители, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1-9, 12, 13 части 2 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 23.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Должностные лица пограничных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:
- ч. 2 ст. 7.2 (перечень правонарушений раскрыт в ч. 1 данной статьи);
- ст. 7.11 - пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
- ст. ст. 8.16 - 8.20 - невыполнение (нарушение) правил (стандартов, норм) деятельности, установленных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ;
- ст. 8.33 - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;
- ст. 8.35 - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
- ч. 2 ст. 8.37 - нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ;
- ст. 8.38 - нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;
- ст. ст. 18.1 - 18.7, 18.14 - нарушение правил в области защиты Государственной границы РФ; ч. 2 ст. 19.4 - невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе осмотра судна.
Должностные лица пограничных органов, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе назначать административные наказания только в виде предупреждения и штрафа.
При необходимости применения наказаний в виде конфискации соответствующих орудий совершения и предметов административных правонарушений, а также административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства дела (за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.10 КоАП РФ) об административных правонарушениях передаются должностными лицами пограничных органов судьям, которые уполномочены рассматривать данные дела и назначать административные наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей.
2. Частью 3 комментируемой статьи определяются должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе совершенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. К ним относятся, в частности:
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
- руководитель уполномоченного в области охраны морских биологических ресурсов структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
- начальники территориальных пограничных органов, их заместители;
- начальники пограничных отрядов, командиры соединений и частей пограничного контроля, командиры морских соединений и частей;
- начальники областных отделов пограничной стражи;
- старшие государственные инспектора органов морской охраны;
- коменданты пограничных комендатур, командиры подразделений пограничного контроля.
Выделение высшего звена должностных лиц пограничных органов и их исключительной компетенции связано с повышенной опасностью административных правонарушений, совершаемых в районе названной акватории, например нарушение правил поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов, правил захоронения отходов и других материалов, и с весьма высокими (самыми высокими) штрафными санкциями, налагаемыми на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Должностные лица пограничных органов, перечисленные в комментируемой статье, вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, за исключением названных изъятий.
Указом Президента РФ от 29.08.1997 N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" на Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ныне ее функции переданы ФСБ России) было возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.1998 N 90 установлено, что пограничные органы осуществляют государственный контроль:
- за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны водных биологических ресурсов;
- за соблюдением пользователями условий соответствующих лицензий и других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
- за выполнением международных договоров Российской Федерации в указанной сфере.
На эти органы возложена охрана запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и за ее пределами.
Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" Федеральная пограничная служба РФ была упразднена, а ее функции переданы Федеральной службе безопасности РФ, в том числе и функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960, указанные полномочия и функции также закреплены за ФСБ России. Кроме того, согласно подп. 12 п. 8 Положения о ФСБ России к основным задачам ФСБ России относится обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению органов безопасности, к числу которых относятся пограничные органы.
Следующий комментарий к статье 23.10 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 23.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (с послед. изм.) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации специально уполномочен осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности (ФСБ). Правовой статус ФСБ определен Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960). В соответствии со Структурой органов федеральной службы безопасности (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960) в структуру ФСБ в том числе входят управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы).