Статья 2.6 КоАП РФ. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Текст статьи 2.6 КоАП РФ в новой редакции.

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 35-ФЗ.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

(Часть дополнительно включена с 20 марта 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 64-ФЗ)
3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 2.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Комментируемая статья определяет национальный режим привлечения к административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Указанные субъекты административной ответственности несут административную ответственность на условиях и в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Иностранным гражданином, по смыслу ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеет гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ). В соответствии с действующим гражданским законодательством "национальная принадлежность" юридического лица определяется правом страны, где учреждено данное юридическое лицо (ст. 1202 ГК РФ). В этой связи иностранным юридическим лицом признается юридическое лицо, созданное в соответствии с иностранным законодательством на территории иностранного государства.

2. Комментируемая часть предусматривает распространение на иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц действия норм КоАП РФ за совершение ими отдельных административных правонарушений на территории континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации. Приведенная норма устанавливает экстерриториальный режим действия указанных в ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ составов административных правонарушений. К таким составам административных правонарушений относят:

- административные правонарушения, связанные с нарушением правил ведения судовых документов (ч. 2 ст. 8.16 КоАП РФ);

- нарушения, регламентирующие деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17 КоАП РФ);

- нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18 КоАП РФ);

- нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19 КоАП РФ);

- незаконную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.20 КоАП РФ);

- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ).

Под континентальным шельфом РФ следует понимать морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ст. 1 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"). Под исключительной экономической зоной РФ следует понимать морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законодательством РФ об исключительной экономической зоне, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права (ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

3. Норма ч. 3 комментируемой статьи предусматривает изъятие из-под административной юрисдикции отдельной категории иностранных граждан, т.е. распространение иммунитета от административной юрисдикции в отношении исключительно физических лиц иностранных граждан. Данная норма не распространяется на лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Предоставление изъятия из-под административной юрисдикции (объявление иммунитета) в отношении иностранных граждан осуществляется исключительно в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации. Одновременно совершение иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом от административной юрисдикции, административного правонарушения на территории Российской Федерации рассматривается в соответствии с нормами международного права, т.е. не устраняет противоправность деяния, а устанавливает особый порядок реализации административной ответственности. Иммунитеты от административной юрисдикции распространяются на следующих лиц:

- дипломатические агенты (глава дипломатического представительства или член дипломатического персонала представительства) (ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961);

- консульские должностные лица и консульские служащие (ч. 1 ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963);

- представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала (ч. 2 ст. 31 Конвенции о специальных миссиях от 08.12.1969).

Следующий комментарий к статье 2.6 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 2.6 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Частью третьей ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Это касается и вопросов привлечения их к административной ответственности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с послед. изм.) иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что специально оговорено в ч. 2 комментируемой статьи.

Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, - административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации. Это определено соответственно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) и ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.). К административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей, а также на полномочных представителей международных организаций универсального характера.

Остались вопросы по ст 2.6 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 2.6 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.