Текст статьи 19.6.1 КоАП РФ в новой редакции.
1. Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
(Статья дополнительно включена с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 434-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 19.6.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.
Общие требования к порядку проведения проверок, полный перечень оснований для их проведения, а также процедуры их согласования предусмотрены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Именно указанный Федеральный закон в совокупности с ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок и основные требования к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующих органов власти, законами субъектов РФ составляют систему законодательства о государственном надзоре (контроле), муниципальном контроле.
Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в нарушении виновными лицами требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, регламентирующих проведение плановых и внеплановых проверок.
В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение более строгого наказания, законодателем предусмотрена повторность совершения противоправного деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, в течение одного календарного года с момента привлечения к административной ответственности либо грубое нарушение указанных требований Федерального закона, выразившееся в проведении проверки без распоряжения руководителя или заместителя руководителя данного органа или непредставлении акта о проведенной проверке.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта рассматриваемого административного правонарушения могут выступать только должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), а также органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ.
Следующий комментарий к статье 19.6.1 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 19.6.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Административная ответственность за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) предусмотрена для обеспечения соблюдения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их мероприятий государственного контроля - проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп.) (далее - Закон о проверках).
2. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля и по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках.
3. Объективная сторона административных правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 данной статьи, состоит:
1) в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
2) в нарушении сроков проведения проверки;
3) в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
4) в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
5) в непредставлении акта о проведенной проверке;
6) в привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
7) в проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
4. Согласно ч. 8 ст. 9 Закона о проверках основанием для проведения плановой проверки является включение ее в ежегодный план проведения плановой проверки по окончании 3 лет со дня государственной регистрации или уведомления о начале предпринимательской деятельности либо окончания проведения последней плановой проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о проверках основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
5. Согласно ст. 13 Закона о проверках срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней, за исключением проверок малых предприятий, срок проведения которых не может превышать 50 часов в год, и микропредприятий - 15 часов в год. В исключительных случаях по мотивированному предложению проверяющих указанный срок может быть продлен руководителем органа государственного контроля не более чем на 20 рабочих дней, а для малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.
6. Внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами государственного контроля (надзора) по обстоятельствам возникновения угрозы причинения вреда либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера только после согласования с органом прокуратуры по месту ведения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка. Порядок такого согласования предусмотрен в ст. 10 Закона о проверках, а также в Приказе Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп.) и в Приказе Генпрокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп.).
7. В соответствии со ст. 14 Закона о проверках проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп.). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Заверенная печатью копия такого распоряжения или приказа вручается под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
8. Согласно ст. 16 Закона о проверках по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт, типовая форма которого установлена упомянутым Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
9. Согласно п. 7 ст. 2 Закона о проверках к проведению мероприятий по контролю органами государственного контроля (надзора) привлекаются в качестве экспертов и экспертных организаций граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности. Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 689.
10. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.
Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
11. В части 2 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения из числа предусмотренных частью 1 комментируемой статьи в течение 1 года с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее административное правонарушение (ст. 4.6 КоАП РФ).
12. Субъектами административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена настоящей статьей, являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по проведению государственного контроля (надзора) (см. примечание к ст. 2.4).
13. С субъективной стороны административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
14. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1), а возбуждает прокурор (ст. 28.4).