Статья 19.30 КоАП РФ. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

Текст статьи 19.30 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

(Статья дополнительно включена с 1 декабря 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 104-ФЗ)

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 19.30 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом комментируемого правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Требования к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса установлены положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом предусмотренного законодательством об образовании запрета ведения образовательной деятельности представительствами образовательных организаций.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом требований законодательства об образовании в виде реализации не в полном объеме образовательных программ или незаконного отказа в выдаче документа об образовании установленного образца.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, наступает за совершение виновным лицом действий по незаконной выдаче документов об образовании государственного образца, при отсутствии государственной аккредитации.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, заключается в действиях виновного лица по умышленному искажению указанных в диспозиции данной нормы результатов.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, заключается в умышленном нарушении виновным лицом законодательно установленного порядка приема в образовательную организацию.

Административная ответственность по ч. 6 комментируемой статьи наступает в случае повторного совершения виновным лицом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3, 4 данной статьи.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.

Следующий комментарий к статье 19.30 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 19.30 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Комментируемая статья имеет целью обеспечить строгое исполнение требований законодательства РФ об образовании соответствующими образовательными организациями (образовательными учреждениями).

Данная статья предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения требований к ведению образовательной деятельности. Эти требования содержатся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изм. и доп.) (см. ст. ст. 5 - 7, 9, 14 - 16, 33.2 и др.), а также в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.) (см. ст. ст. 5, 11, 29 и др.).

Общие требования к ведению образовательного процесса определены в ст. 15 Закона РФ "Об образовании": соответствие образовательной программе; обязательная итоговая аттестация обучающихся, а для учреждений, имеющих государственную аккредитацию, - обязательная государственная (итоговая) аттестация; для лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, - государственная аттестация в форме единого государственного экзамена; осуществление индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ.

Кроме того, законодательством об образовании предусмотрены дополнительные требования к содержанию образовательного процесса в отдельных видах образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164 утверждено Положение о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Указанную функцию осуществляет находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 (ред. от 15 июня 2010 г.).

2. В ч. 1 данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений. Первый состав - ведение образовательного процесса представительствами образовательных учреждений, что непосредственно касается вузов. Ранее функции таких представительств были определены в Типовом положении о высшем профессиональном образовательном учреждении, но они не предусматривали осуществления образовательной деятельности на базе представительств. Однако на практике такие факты имели место. Второй состав - нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных в ст. ст. 45 и 46 Закона РФ "Об образовании" и ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Например, высшее учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования, если это не идет в ущерб его основной деятельности, и в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Смотрите по этому вопросу Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" и распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р "О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования" (с изм. и доп.).

Согласно ст. 46 Закона РФ "Об образовании" платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе и заработную плату), на его развитие в данном учреждении.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за реализацию не в полном объеме образовательных программ либо за незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, - на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст. ст. 7 и 15 Закона РФ "Об образовании").

В соответствии со ст. 32 (ч. 3) упомянутого Закона образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников.

Виды образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные), их задачи и содержание, а также федеральные государственные требования к их структуре на основании ст. 9 Закона РФ "Об образовании" определяет Министерство образования и науки РФ. Эти требования должны быть отражены в типовом уставе соответствующего образовательного учреждения.

Что касается состава такого административного правонарушения, как незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и квалификации, то согласно ст. 27 Закона РФ "Об образовании" такие документы выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц, т.е. самих образовательных учреждений, в двух случаях: 1) если документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации были выданы образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации; 2) если такие документы выданы образовательным учреждением, не прошедшим очередную государственную аккредитацию.

Вопросы государственной аккредитации отражены в законодательных актах РФ (см. п. п. 16 - 23 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" и п. п. 5, 7 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") и Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций".

5. Часть 4 данной статьи устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и результатов олимпиад школьников, а также за нарушение порядка проведения указанной аттестации.

Порядок проведения данной аттестации школьников в общеобразовательных учебных учреждениях установлен в ст. 15 Закона РФ "Об образовании", а также в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ. Порядок проведения школьных олимпиад устанавливается указанным министерством.

6. Часть 5 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема в образовательные учреждения (организации).

Этот порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ в соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании", определяющей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения с учетом уровней образования и предоставляемых отдельным категориям граждан льгот при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, и со ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Порядок приема граждан в соответствующие образовательные учреждения закрепляется в типовых положениях о них и в уставах этих учреждений.

7. Объектом всех перечисленных правонарушений являются общественные отношения в сфере образовательной деятельности государства.

8. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействие должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействие) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).

9. Субъектами административных правонарушений по всем составам данной статьи являются должностные лица и юридические лица, а по ч. 4 - также граждане.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за конкретное правонарушение как должностного лица, так и юридического лица.

10. Субъективная сторона административных правонарушений применительно ко всем составам, как правило, состоит в умышленных действиях (по ч. 4 данной статьи - только умышленная вина), но в некоторых ситуациях может иметь место вина в форме неосторожности.

11. По составам административных правонарушений, предусмотренных в ч. 3 данной статьи, а также за повторное нарушение, квалифицируемое по ч. 3 или ч. 4, должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации.

12. Дела по всем составам данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

13. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3). Смотрите по этому вопросу Приказ Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. N 2355 (РГ. 2010. 2 февр.).

Остались вопросы по ст 19.30 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 19.30 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.