Статья 16.3 КоАП РФ. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации

Текст статьи 16.3 КоАП РФ в новой редакции.

1. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 16.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом административной правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенного территории ТС или из Российской Федерации с соблюдением предусмотренных запретов и ограничений.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенной территории ТС или из Российской Федерации. Несоблюдение установленных запретов и ограничений не касается мер нетарифного регулирования (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ). Запреты и ограничения, несоблюдение которых образует состав данного административного правонарушения, должны быть закреплены международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС. Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 меры нетарифного регулирования признаются запретами и ограничениями экономического характера. Запреты и ограничения, предусмотренные диспозицией комментируемого состава административного правонарушения, являются запретами и ограничения неэкономического характера. На необходимость разграничения запретов и (или) ограничений экономического характера, а также запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, указывалось в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18. В нем, в частности, отмечалось, что к ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. ст. 21, 23, п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ и Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ, независимо от иных положений главы 5 указанного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Объективная сторона данного состава административного правонарушения не охватывает противоправные деяния, закрепленные в ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Часть 2 настоящей статьи содержит состав административного правонарушения, идентичный ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, за исключением некоторых особенностей объективной стороны данного состава, которая характеризуется противоправным деянием, выразившимся в несоблюдении установленных мер нетарифного регулирования на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенного территории ТС или из Российской Федерации. Меры нетарифного регулирования устанавливаются международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС.

Меры нетарифного регулирования - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Следующий комментарий к статье 16.3 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 16.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения в данной статье является порядок ввоза в РФ или вывоза из нее товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются запреты, установленные в соответствии с федеральными законами <150>. Согласно Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со ст. 18 настоящего Федерального закона.

--------------------------------
<150> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ (с изм. от 2 февраля 2006 г.) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

2. В соответствии с Таможенным кодексом товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РФ или вывозу из РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы РФ (сюда относятся огнестрельное оружие, наркотические средства и психотропные вещества <151>, ядовитые вещества, драгоценные металлы и камни <152>, средства цветного копирования и др.). В качестве мер по защите экономических интересов РФ могут применяться: специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, экспортный контроль, контроль за качеством товаров, квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций.

--------------------------------
<151> См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167.
<152> См.: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

3. При привлечении к ответственности по данной статье следует установить, какие запреты и ограничения применялись к конкретному ввозимому или вывозимому товару и в чем заключалось их нарушение.

Остались вопросы по ст 16.3 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 16.3 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.