Текст статьи 15.2 КоАП РФ в новой редакции.
(Утратила силу с 3 апреля 2012 года - Федеральный закон от 2 апреля 2012 года N 30-ФЗ.)
Комментарий к статье 15.2 КоАП РФ
Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, которые установлены нормативными актами Банка России (Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" <124> и Положение Банка России от 25 марта 1997 г. "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации").
--------------------------------
<124> См.: Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 1998. N 1; 2002. N 61.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Объектом проверки являются сведения о произведенных операциях по зачислению на банковские счета предприятия наличных денег и их списания из кассы учреждения банка за конкретный период. В ходе проверки уточняется сумма остатка денежных средств в кассе предприятия, проверяется порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
Результаты проверки оформляются справкой о соблюдении предприятием порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки предприятия рассматривается:
1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
Проверяется соблюдение установленного порядка и сроков сдачи выручки предприятия в банк, устанавливается сумма наличных денег, поступивших за проверяемый период в кассу предприятия, и сопоставляется с суммой денег, сданных предприятием в банк. Кроме того, в случае просрочки выплаты заработной платы или иных социальных выплат проверяется своевременность возврата в кредитное учреждение данных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
4. Одним из способов проверки фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги является анализ первичной учетной документации, касающейся кассовых операций, записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке по проверке проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.
Процедура проверки соблюдения установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия включает в себя определение общей суммы превышения лимита остатка кассы (если таковое имеется), установление средней величина превышения, рассчитываемой исходя из суммы превышения и количества дней, в течение которых имело место превышение лимита.
6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.
Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Справка по результатам проверки составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).
В случаях когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров справки.
Справка о результатах проверки рассматривается руководителем учреждения банка или его заместителем в трехдневный срок. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй - остается у кредитной организации. В случае установления фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика для решения вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности.