Статья 14.42 КоАП РФ. Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности

Текст статьи 14.42 КоАП РФ в новой редакции.

1. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров в размере, превышающем 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

2. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий такого договора и (или) его изменение, за исключением вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

3. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

4. Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

5. Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу или подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

6. Понуждение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров), при заключении договора поставки таких товаров -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех миллионов до пяти миллионов рублей.

Примечания:
1. Для целей применения части 6 настоящей статьи под понуждением понимаются действия лица, которые направлены на заключение договора поставки продовольственных товаров, при условии заключения иного договора.

2. Положения настоящей статьи, устанавливающие административную ответственность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, распространяются на лиц, входящих с ними в одну группу в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

3. Положения статей 14.40 и 14.41 настоящей главы и настоящей статьи распространяются на правоотношения, регулируемые Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 411-ФЗ)

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 14.42 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ положений. Размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ. Кроме того, указанной нормой Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ установлен ряд ограничений и условий, обязательных для соблюдения при определении цены товара и размера выплачиваемого вознаграждения.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется действиями виновного хозяйствующего субъекта по включению в цену договора поставки вознаграждения, выплачиваемого контрагенту по соглашению, в нарушение требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ за приобретение им определенного количества продовольственных товаров в размере, превышающем 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, либо выплате указанного вознаграждения в связи с приобретением отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ.

Поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускается, в случае выявления в действиях виновного лица признаков, свидетельствующих о нарушении указанного требования закона, он подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

В случаях установления указанными выше хозяйствующими субъектами сроков оплаты приобретаемых товаров свыше установленных действующим законодательством, а также включения в условия договора положения, запрещающего перемену лиц в возникающем обязательстве путем уступки права требования, предусматривающего ответственность за несоблюдение такого запрета, возлагающего на контрагента обязанность по рекламированию товаров, маркетингу или оказанию иных подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, в действиях виновного лица будут усматриваться признаки объективной стороны состава, предусмотренного ч. ч. 3, 4 и 5 комментируемой статьи соответственно.

В случае совершения виновным лицом действий, направленных на принудительное склонение контрагента по договору поставки к заключению возмездного договора, предусматривающего обязанность по оказанию услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, его действия следует квалифицировать по ч. 6 комментируемой статьи.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. В качестве субъекта административной ответственности выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Следующий комментарий к статье 14.42 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 14.42 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при ведении торговой деятельности через торговые сети. Предусмотренные комментируемой статьей нарушения посягают на установленные государством в ч. ч. 3 - 12 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.) (далее по тексту - Закон о торговле) ограничения и запреты при заключении указанных договоров поставки.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит во включении в договор поставки в качестве его условия вознаграждения в размере, превышающем 10% от цены приобретенных продовольственных товаров, за приобретение торговой сетью определенного количества (объема) продовольственных товаров. При этом размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами такого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи также состоит во включении в договор поставки условия о выплате указанного вознаграждения (от объема) за приобретение торговой сетью отдельных видов социально значимых продовольственных товаров по перечню, установленному Правительством РФ (ч. ч. 4 и 5 ст. 9 Закона о торговле, см. также Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения").

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит во включении в договор поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения для торговой сети за исключением указанного выше вознаграждения за приобретение торговой сетью определенного количества (объема) продовольственных товаров (ч. 6 ст. 9 Закона о торговле).

Объективная сторона правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи состоит в установлении в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, определенные в соответствии с ч. ч. 7 - 9 ст. 9 Закона о торговле.

Объективная сторона правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи заключается в установлении в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования либо гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора (ч. 10 ст. 9 Закона о торговле).

Объективная сторона правонарушения по ч. 5 комментируемой статьи состоит во включении в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении торговой сетью в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу или подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров. Речь идет о совершении действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона о торговле). При этом услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться торговой сетью на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг (ч. 11 ст. 9 Закона о торговле). В таком случае административная ответственность по ч. 5 комментируемой статьи не применяется.

Объективная сторона правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи состоит в понуждении к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, при заключении договора поставки таких товаров. Речь идет о совершении действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона о торговле). При этом под понуждением в примечании 1 к комментируемой статье понимаются действия, которые направлены на заключения договора поставки продовольственных товаров, при условии заключения иного договора, а именно договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

3. Субъектами административной ответственности по всем частям комментируемой статьи являются юридические лица, а также должностные лица (см. примечание к ст. 2.4 настоящего Кодекса). При этом по ч. 2 административную ответственность несут только торговые сети, а по ч. ч. 1, 3 - 6 - как торговые сети, так и их поставщики.

В примечании 2 к комментируемой статье указано, что установленная в ней административная ответственность применяется также к лицам, входящим в одну группу лиц с торговыми сетями и их поставщиками. При этом группа лиц определяется по правилам, предусмотренным в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изм. и доп.).

4. С субъективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Остались вопросы по ст 14.42 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 14.42 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.