Текст статьи 13.27 КоАП РФ в новой редакции.
1. Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 108-ФЗ)
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 13.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, в целом является право на информацию, закрепленное Конституцией РФ (ст. 29), Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является специальный правовой режим, формируемый на основе Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Введено понятие "официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления" - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. В развитие норм указанного Закона издано Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти", которым, собственно, и сформулированы основные требования правового режима размещения информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с установленным режимом в Интернете должна быть размещена общая информация о федеральном органе исполнительной власти (в т.ч. сокращенное наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочной службы, пресс-службы и (при наличии) телефон доверия). Кроме того, должна быть размещена информация о следующих основных направлениях деятельности:
- о нормотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти;
- о текущей деятельности федерального органа исполнительной власти;
- статистическая информация; о координационных и совещательных органах, образованных федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом;
- о кадровом обеспечении федерального органа исполнительной власти;
- о работе федерального органа исполнительной власти с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления;
- сведения о государственных информационных системах, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций.
К технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения функционирования официальных сайтов предъявляются следующее требования.
Названные средства должны обеспечивать:
- доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на сайте, на основе общедоступного программного обеспечения;
- не должна предусматриваться установка на компьютере пользователей специально созданных с этой целью технологических и программных средств;
- должна предоставляться наглядная информация о структуре сайта.
Названные средства также должны обеспечивать:
- ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технологических средств и программного обеспечения ведения сайта;
- ежедневное копирование информации на резервный носитель, обеспечивающее возможность ее восстановления с указанного носителя;
- защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
- хранение информации, размещенной на сайте, в течение 5 лет со дня ее первичного размещения.
Информация на сайте должна размещаться на русском языке. Отдельная информация, помимо русского языка, может быть размещена на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, или иностранных языках.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в двух основных формах:
- нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления;
- в форме бездействия - отказа от размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
2. Субъектом данного правонарушения может быть должностное лицо, назначенное приказом, в круг должностных обязанностей которого входит осуществление деятельности, связанной с представлением информации от имени государственного органа или органа местного самоуправления.
Субъективная сторона - умысел.
Возбуждение дела (составление протокола) осуществляется прокурором.
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется судьей.
Следующий комментарий к статье 13.27 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 13.27 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Комментируемая статья новая. Она направлена на обеспечение реализации норм ст. 29 Конституции РФ и федеральных законов, определяющих право граждан и организаций на доступ к информации, в том числе Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ порядок и особенности размещения информации в сети Интернет могут быть также урегулированы другими федеральными законами либо законами субъекта РФ (см., например, Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").
2. Часть 1 данной статьи определяет ответственных лиц за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья 10 упомянутого выше Федерального закона предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти установлены Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти"). Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами".
В статье 11 упомянутого Федерального закона основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: достоверность информации; соблюдение сроков и порядка предоставления информации; изъятие сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации.
3. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. за неисполнение этими органами обязанности, установленной ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ.
4. Объективную сторону административного правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия, нарушающие требования закона о размещении соответствующей информации в сети Интернет, а по ч. 2 - это бездействие, выраженное в неразмещении информации в сети Интернет.
5. Субъектами административных правонарушений по обеим частям комментируемой статьи являются должностные лица, состоящие на государственной или муниципальной службе, на которые возложена обязанность по размещению информации в сети Интернет в соответствии со служебными контрактами и положениями о конкретных органах.
6. С субъективной стороны составов указанных административных правонарушений - это вина должностного лица, как правило, в форме умысла, но возможна вина и в форме неосторожности вследствие небрежного отношения служащего к выполнению своих должностных обязанностей.
7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).