Текст статьи 13.15 КоАП РФ в новой редакции.
1. Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
2. Распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
(Часть дополнительно включена с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 50-ФЗ)
4. Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
(Часть дополнительно включена с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 128-ФЗ)
5. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения.
(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 370-ФЗ)
6. Производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
(Часть дополнительно включена с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 116-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.
Комментарий к статье 13.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Объектом правонарушения являются отношения по поводу реализации свободы слова и массовой информации. Конституция РФ кроме гарантий свободы слова и массовой информации, предусматривает ограничение каждого обладателя прав и свобод воздерживаться при их осуществлении от нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17). Непосредственным объектом правонарушения являются установленные федеральными законами запреты совершать определенные действия. В ч. 1 комментируемой статьи это отношения по поводу защиты права любого лица от нарушителя, распространяющего информацию, которую защищаемое лицо не заказывало, либо которая может нанести ему вред в результате злоупотребления нарушителем свободой массовой информации или злоупотребления в процессе оборота компьютерной информации.
В ч. 2 комментируемой статьи запрет относится к информации о деятельности запрещенных судом объединений. Вторая часть комментируемой статьи относится к статьям отсылочного типа, что обусловливает необходимость обращаться непосредственно к указанному нормативному правовому акту, а именно, к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". В названной части предусмотрено ограничение по содержанию информации.
В ч. 3 комментируемой статьи вводится запрет на незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействия (запрет на распространение персональных данных).
Объективная сторона правонарушения может проявляться в виде: воздействия на подсознание людей и оказания вредного влияния на здоровье людей посредством изготовления и распространения продукции средства массовой информации; распространения запрещенной судом информации и распространения информации - персональных данных о несовершеннолетнем.
В ч. 4 комментируемой статьи запрет касается публичного распространения выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичного осквернения символов воинской славы России.
Объективная сторона правонарушения может проявляться в виде: воздействия на подсознание людей и оказания вредного влияния на здоровье людей посредством изготовления и распространения продукции средства массовой информации; распространения запрещенной судом информации и распространения информации - персональных данных о несовершеннолетнем; распространения выражающих неуважение к обществу сведений либо осквернения символов воинской славы России.
2. Субъектом данного правонарушения может быть:
- гражданин в возрасте от 16 лет;
- должностное лицо, ответственное за выпуск в свет (в эфир) средства массовой информации;
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей. Следует также учитывать, что средства массовой информации, созданные группами граждан, не всегда являются юридическими лицами, поскольку для его (СМИ) регистрации наличие зарегистрированного юридического лица не требуется.
Субъективная сторона правонарушения проявляется в форме прямого умысла.
Протокол о совершении проступка, предусмотренного комментируемой статьей, составляют (возбуждают дело) должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).
Протокол о совершении проступка, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют также должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется судьей.
Следующий комментарий к статье 13.15 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 13.15 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в злоупотреблении свободой массовой информации. Следует отметить, что определение злоупотребления свободой массовой информации в ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не совпадает с формами, указанными в комментируемой статье.
Административная ответственность предусмотрена лишь за злоупотребление свободой массовой информации, заключающееся в использовании в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Такую технологию нередко называют "эффектом 25-го кадра", хотя с точки зрения современных технологий это не всегда является технически точным. Считается, что использование эффекта 25-го кадра способно напрямую воздействовать на подсознание человека и заставлять его совершать различные действия.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
Изготовление теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов может быть совершено только умышленно, распространение - как умышленно, так и по неосторожности.