Статья 11.3 КоАП РФ. Действия, угрожающие безопасности полетов

Текст статьи 11.3 КоАП РФ в новой редакции.

1. Размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Применение на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

5. Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

6. Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска (Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р).

Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших действия, угрожающие безопасности полетов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности полетов.

Аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ).

На поверхности искусственных покрытий и препятствий, расположенных в пределах аэродромной территории, располагаются символы, в т.ч. принятые для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок.

Иных знаков на данной территории располагаться не должно, и нарушение данного запрета образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

2. Без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки запрещается использование пиротехнических изделий на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке.

Нарушение данного запрета образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 2 комментируемой статьи.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 4 комментируемой статьи.

5. Приказом Минтранса РФ от 13.07.2006 N 82 утверждена Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, которая определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов.

Нарушение установленного порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 5 комментируемой статьи.

6. Приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 утверждены Федеральные авиационные правила "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", которые определяют организацию и порядок размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Невыполнение установленных Правил образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи.

Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило действия, угрожающие безопасности полетов;

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей действия, угрожающие безопасности полетов (по ч. ч. 1, 2, 6 комментируемой статьи);

- юридическое лицо, которое совершило действия, угрожающие безопасности полетов (по ч. ч. 1, 2, 6 комментируемой статьи).

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации. По ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи протоколы об административных правонарушениях вправе также составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 - 6 комментируемой статьи рассматриваются органами, уполномоченными в сфере авиации (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ), по ч. 2 комментируемой статьи - судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 11.3 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование осуществляется посредством Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ, Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897, а также Федеральных авиационных правил: "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142, "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц; невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях; повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования; проход или проезд без надлежащего разрешения по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов.

В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ аэродром - это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Согласно ст. 51 Воздушного кодекса РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами. Размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами, запрещается.

Безопасность полетов, авиационная безопасность в соответствии с федеральными авиационными правилами включает предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, а также повреждения аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования, что обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий.

Лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся постоянные и временные высотные сооружения, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих сооружениях за свой счет ночные и дневные маркировочные знаки в соответствии с нормами годности аэродромов.

Лица, допустившие нарушение порядка размещения сооружений, обязаны по требованию старшего авиационного начальника аэродрома, а также командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) произвести в установленный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения сооружений.

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее - подразделения, осуществляющие охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры).

Инструкция должна предусматривать в том числе ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.

Территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, и иметь средства принудительной остановки автотранспорта.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее - контролируемая зона аэропорта), по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполетного досмотра.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.

Лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.

В контролируемой зоне аэропорта не допускается:

а) эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта;

б) использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

в) нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

г) курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;

д) загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;

е) нецелевое использование аэродромной территории.

КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.

В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

В периметровом ограждении территории аэропорта предусматривается необходимое количество запасных выездов, оборудованных запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.

Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется САБ и подразделением, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должна патрулироваться нарядами САБ.

Территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров.

В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.).

С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.

С внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием.

На привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов.

Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена.

3. Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Остались вопросы по ст 11.3 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 11.3 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.