Статья 11.16 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

Текст статьи 11.16 КоАП РФ в новой редакции.

(наименование в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ
Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 120-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступает обеспечение пожарной безопасности на различных видах транспорта. В качестве объекта комментируемого состава можно рассматривать соблюдение требований обеспечения пожарной безопасности, установленных "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденными МПС РФ 11.11.1992 N ЦУО-112, а также Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в нарушении установленных указанными нормативными актами требований обеспечения безопасности. Закрепляя в качестве объективной стороны нарушение установленных требований пожарной безопасности, законодатель оставляет конкретизацию таких нарушений на усмотрение уполномоченного должностного лица МЧС РФ, проводящего проверку соблюдения требований пожарной безопасности.

2. Субъектами рассматриваемого правонарушения выступают граждане и должностные лица. В отношении граждан закон устанавливает общие требования привлечения их к ответственности, т.е. достижение 16-летнего возраста при условии соответствия медицинскому критерию дееспособности. Ответственность должностных лиц конкретизируется предписаниями указанных выше нормативных актов. Субъектами административной ответственности могут выступать руководители объектов - организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых и совместных предприятий и др. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов, моторвагонного подвижного состава и рефрижераторных секций (поездов) несут:

- машинисты - за принятые ими локомотивы, дизель- или электропоезда;

- начальники (механики) - за принятые ими рефрижераторные секции (поезда);

- начальники депо - за локомотивы, моторвагонный подвижной состав и рефрижераторные секции (поезда), приписанные к депо.

Субъективная сторона, равно как и в большинстве иных составов правонарушений, связанных с обеспечением безопасности на транспорте, может выражаться в умысле или неосторожности.

Следующий комментарий к статье 11.16 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.16 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом указанного в статье правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности осуществляется посредством Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре", распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) "О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта", а также нормативных документов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования пожарной безопасности на разных видах транспорта.

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112, устанавливают основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утв. Приказом Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. N 158 (далее - Правила), устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.

Экземпляр Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила пожарной безопасности, установленные на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.

При обеспечении пожарной безопасности на судах судовладельцы и экипажи судов руководствуются международными договорами и соглашениями, законодательными актами Российской Федерации в области транспорта, иными нормативными правовыми и техническими актами в области пожарной безопасности судов, а также Правилами.

Судовладельцы (далее также - владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна в соответствии с действующим законодательством возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

Организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнению мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрыво-, пожароопасных грузов и т.п.) осуществляют соответствующие службы владельца судна, судоремонтной организации, порта. При отсутствии такой службы эти функции осуществляют назначенные для этой цели лица инженерно-технического персонала, прошедшие специальную противопожарную подготовку.

Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

В целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации разработано Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утв. Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 11 декабря 1998 г. N 361.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане, достигшие 16-летнего возраста, в случае нарушения противопожарных правил общего характера, а также должностные лица, на которых действующими правилами или специальным распоряжением была непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы транспорта.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Остались вопросы по ст 11.16 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 11.16 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.