Статья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

Текст статьи 11.14 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Нормы комментируемой статьи призваны регламентировать единственное правонарушение, обусловленное нарушением правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Разграничение комментируемых норм производится применительно к особенностям транспортировки указанных категорий грузов различными видами транспорта. Следует также обратить внимание, что положения комментируемой статьи охватывают собой не все виды транспорта, а лишь наиболее массовые, сопряженные с повышенной опасностью не только для правил плавания судов и самих судов, но также и пассажиров, грузов, багажа и иных значимых интересов, а именно воздушный, водный, в том числе морской, а также железнодорожный транспорт.

Правила перевозки указанных грузов регламентируются:

- воздушным транспортом - Воздушным кодексом РФ, Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", а также рядом иных нормативных актов;

- железнодорожным транспортом - Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ";

- морским транспортом в части транспортировки указанных категорий грузов - Кодексом торгового мореплавания РФ, в отношении внутреннего водного транспорта применяются нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

2. Анализ положений комментируемой статьи позволяет определить общий и непосредственный объект предусмотренных ею правонарушений. В качестве общего объекта составов, регламентированных настоящей статьей, выступают отношения по поводу обеспечения безопасности при транспортировке опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Непосредственный объект конкретизируется применительно к каждому деянию, предусмотренному комментируемой статьей. Так, объектом деяния, предусмотренного ч. 1, выступают отношения по обеспечению безопасности полетов воздушных судов при осуществлении ими перевозок указанных категорий грузов. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации. Воздушное законодательство определяет опасные грузы как опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды. Тяжеловесный груз - груз, вес которого (одно место) более 150 кг, если правилами авиакомпании не предусмотрен иной вес для соответствующего типа воздушного судна. Крупногабаритным грузом признается груз, габариты которого превышают размеры стандартного средства пакетирования, используемого для перевозки на широкофюзеляжных воздушных судах и для погрузки которого требуется применение специального оборудования.

Объектом деяния, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов водным транспортом, а именно морским и внутренним водным транспортом. Согласно ст. 327 КТМ РФ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:

- перевозимая наливом нефть, виды которой отнесены к указанным категориям Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;

- перевозимые наливом вредные жидкие вещества в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;

- перевозимые наливом опасные жидкие вещества согласно Международному кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1983 г.;

- опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1965 г.;

- сжиженные газы, которые перечислены в главе 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 г.;

- жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60 градусов по Цельсию (измерена при испытании в закрытом тигле);

- обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., в той мере, в какой такие материалы подпадают под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 г., если они перевозятся в упакованном виде;

- остатки от предыдущей перевозки наливом или навалом указанных выше веществ.

Статья 86 КВВТ РФ определяет опасные грузы как грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Объектом правонарушения, регламентированного ч. 3 настоящей статьи, выступают отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществе, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ опасным признается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

3. Объективную сторону данных деяний составляют нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. При этом нормы настоящей статьи не регламентируют виды действий, которые могут быть признаны в качестве правонарушений, влекущих за собой применение мер административной ответственности. В этой связи структуру объективной стороны следует конкретизировать посредством применения специальных норм указанных выше транспортных нормативных актов. В частности, под действие ч. 1 комментируемой статьи подпадают любые действия, противоречащие Правилам перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141.

Анализ предписаний отдельных нормативных актов, устанавливающих порядок перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, позволяет говорить о том, что объективная сторона предусмотренных настоящей статьей правонарушений характеризуется общими требованиями и может быть выражена в перевозке категорий грузов, запрещенных к транспортировке данным видом транспорта, нарушении правил упаковки отдельных видов грузов, нарушении правил маркировки отдельных грузов и т.п. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" объективная сторона правонарушения может заключаться в провозке опасных веществ в ручной клади, сдаче указанных веществ в багаж и т.п.

4. Рассматриваемые правонарушения характеризуются и широким субъектным составом. К ответственности по настоящей статьей в равной мере могут быть привлечены и физические, и юридические лица, допустившие нарушение установленных правил транспортировки указанных грузов. Особое место в субъектном составе занимают должностные лица, т.е. работники транспортного комплекса, которым в силу их должностного положения вменяется в обязанность соблюдение правил безопасной транспортировки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Так, например, п. 50 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140, предусматривает, что второй помощник капитана обязан обеспечивать выполнение правил безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов, в особенности легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов, а также правил перевозки ядовитых и других опасных веществ. Каждый член экипажа обязан при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим средствам, немедленно докладывать вахтенным и непосредственным начальникам, одновременно принимая все возможные меры к ее ликвидации. Капитан имеет право отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза.

Возможность привлечения физического лица к ответственности по данной статье вытекает из существа возложенных на него обязанностей, например, физическое лицо, осуществляющее перевозку опасных веществ, предметов на воздушном транспорте, должно иметь необходимые перевозочные документы, удостоверяющие договоры воздушной перевозки пассажира и груза, - билет, багажную квитанцию и грузовую накладную. Отсутствие указанных документов свидетельствует о нарушении данным субъектом установленных правил транспортировки данных грузов, а соответственно, указывает на возможность его привлечения к административной ответственности по данной статье. Статья 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" указывает, что грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий. Тем самым нормативно декларируется возможность привлечения указанных лиц к ответственности по комментируемой статье. В качестве грузоотправителя или грузополучателя в равной мере могут выступать как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

5. Определяющим признаком субъективной стороны правонарушения выступает форма вины правонарушителя. Анализ правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов свидетельствует о том, что данные деяния независимо от вида используемого для их транспортировки транспорта совершаются умышленно. В большинстве случаев грузоотправители, грузополучатели, а также должностные лица транспортных организаций не только знают о нарушении ими установленных правил транспортировки отдельных видов грузов, но также сознательно допускают такое нарушение. Определяя субъективную сторону рассматриваемых правонарушений, следует особое внимание уделить такой категории субъектов, как физические лица. В силу своей правовой безграмотности указанные субъекты могут не знать не только о правилах перевозки отдельных категорий грузов, но и об опасности таких грузов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что физические лица могут совершать данные правонарушения как умышленно, так и по неосторожности. Применение неосторожной формы вины в отношении иных субъектов представляется необоснованным, поскольку должностные лица должны понимать значение своих действий и их последствий в силу профессионального и должностного положения, т.к. знание соответствующих правил составляет сущность их профессиональной деятельности, а юридические лица осуществляют транспортировку опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на постоянной основе, что обусловлено родом и видом их деятельности. Незнание порядка транспортировки таких грузов для них недопустимо. В этой связи рассматриваемые правонарушения могут быть совершены должностными и юридическими лицами лишь умышленно.

Следующий комментарий к статье 11.14 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.14 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.

3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации - Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.

4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.

5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.

Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.

7. Субъекты данного правонарушения - граждане и должностные лица.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Остались вопросы по ст 11.14 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 11.14 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.