Статья 5.9 КоАП РФ. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

Текст статьи 5.9 КоАП РФ в новой редакции.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом данного нарушения выступают отношения по проведению агитации в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Непосредственный объект - установленные законом правила, ограничивающие рекламирование предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций в период агитационной кампании при проведении выборов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Но в нем (ч. 11 ст. 5) сказано, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования российского законодательства.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ ограничивает условия рекламы предпринимательской и иной деятельности в период проведения выборов для некоторых рекламодателей и распространителей рекламы, участвующих в агитационной кампании в качестве кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций. В п. 4 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ содержится положение о том, что в ходе избирательной кампании (кампании референдума) оплата рекламы коммерческой (в т.ч. предпринимательской) и иной (не связанной с выборами и референдумом) деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата (члена или уполномоченного представителя инициативной или иной группы участников референдума), а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата (список кандидатов), осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума). В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

Понятие предпринимательской деятельности дано в ч. 1 ст. 2 ГК РФ. Иной деятельностью кандидатов, других указанных в комментируемой статье лиц, можно считать упоминаемую в разных законах преподавательскую (педагогическую), научную, творческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность (работу, службу, достижения и награды).

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих вышеуказанные требования и ограничения в период проведения выборов (референдума). При этом для оценки объективной стороны правонарушения не имеют значения виды, формы и способы проводимой рекламы (по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, на печатных, аудиовизуальных и иных материалах, в форме наружной рекламы и др.). На практике чаще всего имеют место нарушения, выражающиеся в долгосрочной рекламной кампании, оплаченной не из средств избирательного фонда и захватывающей период проведения выборов.

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента начала рекламирования предпринимательской или иной деятельности. Учитывая, что нередко подобные правонарушения носят длящийся характер, следует иметь в виду, что сроки давности привлечения к административной ответственности нужно исчислять со дня обнаружения проступка (см. ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Субъектами правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты в депутаты), так и должностные лица (например, руководители организаций, выпускающих средства массовой информации). В качестве юридических лиц субъектами данного правонарушения могут быть различные коммерческие и некоммерческие организации, например, организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, или выпускающие периодические печатные издания, избирательные объединения (политические партии и их региональные отделения), организации, занимающиеся наружной рекламой или иной рекламной деятельностью, и др. Иногда среди таких юридических лиц встречаются организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители.

4. Характеризуя субъективную сторону, следует отметить, что данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Чаще всего виновный совершает правонарушающее действие в форме прямого либо косвенного умысла. В то же время характер правонарушения (т.е. действия по распространению рекламной информации о гражданине - кандидате или о политической партии - избирательном объединении) не исключает неосторожную форму вины (например, по незнанию, по забывчивости).

Следующий комментарий к статье 5.9 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.9 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Пункт 4 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г. содержит ограничение в отношении ряда лиц, названных в комментируемой статье. А именно оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Закрепление такого запрета оправданно тем, что кандидаты в депутаты на выборные должности в органы государственной власти, местного самоуправления, избирательные объединения на период участия в таких публичных процессах, как выборы и референдумы, обладают большим информационным потенциалом, что может привести к неравному (исключительному) положению на информационных рынках.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих требования и ограничения при рекламировании предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, других лиц и организаций.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.9 - 5.16 КоАП РФ, вправе составлять члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями (п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Остались вопросы по ст 5.9 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.9 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.