Статья 5.23 КоАП РФ. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

Текст статьи 5.23 КоАП РФ в новой редакции.

Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с использованием бюллетеней для голосования на выборах и референдуме. Непосредственный объект - установленные законом правила изготовления бюллетеней для голосования и передачи их в избирательные комиссии (комиссии референдума), не допускающие сокрытие остатков тиражей изготовленных бюллетеней.

Порядок изготовления, приема, передачи, совершения других действий с избирательными бюллетенями (бюллетенями для голосования на референдуме) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

Установление административной ответственности за сокрытие остатков тиражей бюллетеней для голосования произведено с целью предотвращения возможного последующего использования этих бюллетеней в ходе голосования и установления его итогов, определения результатов выборов (референдума). Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, является одним из элементов объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ ("Фальсификация итогов голосования").

Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, разместившей заказ на их изготовление, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии членов избирательной комиссии (комиссии референдума) и иных лиц, имеющих на это право, уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт (п. 11 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Далее бюллетени передаются в таком же порядке нижестоящим избирательным комиссиям (комиссиям референдума), вплоть до участковых комиссий. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней (п. 12 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем также составляется акт (п. 13 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При передаче бюллетеней нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, их представители, а также представители избирательных объединений, инициативной или иной группы по проведению референдума, и иные имеющие на это право лица, каждый из которых вправе подписать акты, составляемые при передаче, выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) бюллетеней (п. 14 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии), выражающихся в сокрытии невостребованных, неучтенных и непереданных комиссиям остатков тиражей бюллетеней для голосования на выборах (референдуме).

Состав правонарушения может иметь место в случае сокрытия остатков значимого (достаточно большого) количества бюллетеней (например, не менее ста штук, которые потенциально можно использовать в целях искажения действительного волеизъявления избирателей (участников референдума) хотя бы на одном участке для голосования. В случае сокрытия (неучета и неуничтожения) единичных экземпляров бюллетеней (от одного - до двух-трех десятков) лицо, совершившее данное деяние в силу его малозначительности может быть освобождено от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

3. Субъектом данного административного правонарушения может быть гражданин, например рядовой работник или должностное лицо (например, начальник цеха) полиграфической организации, осуществляющей изготовление (печатание) бюллетеней, а также сама указанная организация как юридическое лицо.

Поскольку ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несет председатель избирательной комиссии (комиссии референдума), осуществляющий получение и передачу бюллетеней, то он также может быть как должностное лицо субъектом данного правонарушения.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется тем, что оно совершается в форме умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ комментарий к ней).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренного комментируемой статьей, осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление.

Следующий комментарий к статье 5.23 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.23 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Действующее законодательство подробно регламентирует порядок изготовления, передачи бюллетеней, правила использования и заполнения бюллетеней, погашения и т.д.

Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Изготовленные полиграфической организацией бюллетени выбраковываются ее работниками под наблюдением членов комиссии с правом решающего голоса, разместившей в соответствии с законом заказ на изготовление бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной комиссии. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают по акту выбракованные, а также превышающие заказанное количество бюллетени (при их выявлении). О месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии, уничтожения бюллетеней должны быть оповещены комиссией, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, члены указанной комиссии, соответствующие кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума (их представители). Полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствия не менее чем одного представителя каждого из соответствующих кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума при проведении указанных действий, при этом каждый из выше названных лиц вправе подписать акты.

Комиссия, получившая из полиграфической организации бюллетени, передает их по акту нижестоящим комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно. Ответственность за правильность передачи бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.

Передача бюллетеней территориальным (окружным) комиссиям осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комиссиям - не позднее чем за три дня до дня голосования.

Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. Если число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня.

В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются.

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии).

Субъективную сторону данного правонарушения составляет умысел.

Остались вопросы по ст 5.23 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 5.23 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.